Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего судьи Ставича В.В, судей Михайловой Р.Б, Смолиной Ю.М, при секретаре Алексееве М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Великовского... к Минюсту России о признании распоряжения незаконным, обязании исключить сведения из Реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, N2а-86/2022)
по апелляционной жалобе представителя административного истца адвоката Шарапова И.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Михайловой Р.Б, возражения представителя Минюста России по доверенности Майорова А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Великовский Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Минюсту России, в котором просил признать незаконным распоряжение от 20 августа 2021 года о признании его иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и включении информации о нем в Реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - Реестр); обязать административного ответчика исключить сведения о нем из Реестра.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что распоряжение не соответствует Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, является политически мотивированным. Как полагал административный истец, указанным распоряжением не соблюден баланс публичных и частных интересов, нарушено его право свободно выражать свое мнение и распространять информацию; в отношении него допускается дискриминация; он не получал иностранного финансирования для создания или распространения сообщений и материалов.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года в удовлетворении административных требований Великовского Д.А. отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит об отмене данного судебного акта как незаконного.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя административного ответчика по доверенности Майорова А.С, полагавшего решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Великовским Д.А. требований; обоснованно исходил из того, что утверждения административного истца о нарушении законодательства и его прав при принятии оспариваемого распоряжения, не нашли своего объективного подтверждения.
Такие суждения суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими рассматриваемые правоотношения; оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Так, при рассмотрении административного дела установлено, что в Минюст России поступила информация из ГУ МВД России по г. Москве о том, что на банковские счета Великовского Д.А. поступили следующие денежные средства:
- в январе 2021 года 1 транзакцией на сумму сумма от "FPC THINK TANK LTD" (Великобритания);
- в период с февраля 2020 года по февраль 2021 года 13 транзакциями на общую сумму сумма от "INVESTIGATIVE & CREATIVE JOURNALIST ASSOCIATION";
- в период с января 2019 года по февраль 2021 года 21 транзакция на общую сумму сумма и сумма от "STOCKHOLM SCHOOL OF ECONOMICS IN RIGA" с назначением платежей "AUTHORS AGREEMENT".
Согласно материалам Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлен проект "Важные истории" (https://istories.media/), на котором публикуются материалы за авторством Великовского Д.А, доступные для неограниченного круга лиц (акт осмотра интернет-ресурса от 15.07.2021), такие как: публикация под названием "Это долги, кого надо долги" (авторы: Ю. Алыкова, П. Ужвак, при участии А. Козкиной, И. Долининой, Д. Великовского. Редакторы: Р. Анин, А. Мароховская, размещена 25.06.2021; публикация под названием "Брат помощника или помощник брата?" (автор: Д. Великовский. Редакторы: Р. Шлейнов, А. Зеркалев), размещена 12.05.2021; публикация под названием "Маленькое герцогство раскрыло большие секреты. Кто прятал миллиарды в Люксембурге" (авторы: А. Мароховская, И. Долинина, Д. Великовский, С. Савина, О. Шмагун, Р.Шлейнов, Е. Аренина), размещена 08.02.2021; публикация под названием "Сомнения на миллионы долларов: друзья Путина, лоббисты, чиновники - в подозрительных транзакциях американских банков" (авторы: Р. Анин, А. Мароховская, И. Долинина, Д. Великовский, О. Шмагун, Р. Шлейнов), размещена 20.09.2020.
19 августа 2021 года в Министерство юстиции Российской Федерации поступила информация из Роскомндазора, в которой указано что Великовский Д.А. - российский журналист, работает в проекте "Важные истории" (https://istories.media/).
Основной массив информации, подготовленный фио, распространяется на Интернет-ресурсе "Важные истории" https://istories.media/ и в его аккаунтах в социальных сетях. Часть материалов распространяется под псевдонимом фио; "Facebook" https://www.facebook.com/mika.velikovskiy -количество друзей и подписчиков скрыто.
20 августа 2021г. Минюстом России принято распоряжение N 944-р о включении Великовского Д.А. в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, которое предварительно было согласовано с МИД России.
23.08.2021г. Минюстом России почтой направлено административному истцу уведомление N11-98810/21 о принятом распоряжении.
Информация о включении административного истца в Реестр также была в указанное время размещена в соответствующем разделе на официальном сайте Минюста России.
В соответствии с частью третьей статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ) физическое лицо, распространяющие предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), может быть признано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников. В порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, к физическому лицу, распространяющему предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающему денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, могут быть применены положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", регулирующие правовой статус некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, за исключением специальных положений, которые применяются исключительно к организациям, созданным в форме некоммерческой организации.
В соответствии с частями 6 и 7 указанной статьи Закона о СМИ решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Минюст России ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (далее - реестр), а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Минюста России от 24.09.2020 N 216 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 14 Порядка уведомление о включении в реестр информации о лицах, указанных в пункте 2 Порядка, направляется Министерством юстиции Российской Федерации указанным лицам не позднее чем через три рабочих дня со дня издания распоряжения о включении в реестр информации.
Применительно к изложенному, судебная коллегия находит, что суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил при этом из того, что оснований полагать оспариваемое распоряжение незаконным, принятым с нарушением прав административного истца, не имеется; оно принято уполномоченным государственным органом, в пределах компетенции и при наличии к тому правовых оснований, поименованных в статье 6 Закона о СМИ; законодатель для целей включения в Реестр не связывает получение иностранного финансирования непосредственно на распространение сообщений и материалов; оснований не доверять сообщениям Роскомнадзора, Росфинмониторинга, органов прокуратуры и ГУ МВД России по г.Москве относительно Великовского Д.А. не имеется; фактов дискриминации и чрезмерного вмешательства государства в частные дела административного истца, наличия политических мотивов оспариваемого распоряжения, нарушения Минюстом России прав административного истца, в том числе на уважение частной жизни, свободное выражение мнения, равенства, не установлено.
Согласно части четвертой статьи 6 Закона о СМИ иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать издаваемые и (или) распространяемые материалы, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании, аудиторское заключение по итогам аудита своей годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), могут быть признаны иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Минюст
России.
Такие требования установлены действующим законодательством для всех иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента; они полностью соответствуют существующему правопорядку; от исполнения обязанности по соблюдению данных требований закона на территории Российской Федерации административный истец не освобожден, даже если полагает их для себя чрезмерными.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд правильно разрешилнастоящий административный спор, постановилзаконное и обоснованное решение в строгом соответствии с требованиями статьи 227 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы основанием к отмене или изменению решения суда не являются, направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств и не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Несогласие стороны административного истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и собственное толкование законодательства, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; административный истец ошибочно распространяет на рассматриваемые правоотношения нормы законодательства об оперативно-розыскной деятельности и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Правовые основания для иной, отличной от суда первой инстанции, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалобы, согласно закону отсутствуют; она является надлежащей и соответствует статье 84 КАС РФ; оснований не доверять представленным Федеральной службой по финансовому мониторингу сведениям о получении Великовским Д.А. денежных средств от иностранных источников не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определилпредмет и основания заявленных требований, а также обстоятельства, имеющие значение для дела и закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям; решение суда соответствует требованиям статьи 180 КАС РФ.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда, в апелляционной жалобе заявителем не приводится; такие основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, по материалам административного дела также не установлены; нарушения принципов административного судопроизводства (равноправия и состязательности сторон) не допущено.
У судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по сути судебного акта, который принят в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Великовского Д.А. адвоката Шарапова И.И. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.