Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио
при секретаре И.В.Бондарь, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Д.В.Сокирко на решение Измайловского районного суда г. Москвы от 24 августа 2022 года, которым удовлетворены требования избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово, отменена регистрация кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 2 Д.В.Сокирко
УСТАНОВИЛА:
решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 26.07.2022 г. N10/1 Д.В.Сокирко зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1.
Представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово (далее- ИКМО) просит признать незаконным и отменить регистрацию кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N2 Д.В.Сокирко по вновь открывшимся обстоятельства, поскольку нарушены процедура выдвижения кандидата Д.В.Сокирко
Измайловским районным судом г. Москвы 24 августа 2022 г. постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе Д.В.Сокирко ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в г. Москве - муниципального округа Измайлово по доверенности В.В.Жмуркин просили решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Как установлено судом решением Московской городской избирательной комиссии от 28.08.2003 N3/5-22 полномочия избирательной комиссии муниципального образования возложены на территориальную избирательную комиссию района Измайлово. Решением Московской городской избирательной комиссии от 26.05.2022г. N 10/7 сформирована территориальная избирательная комиссия района Измайлово.
Решением Совета депутатов муниципального округа Измайлово от 19.06.2022 года N84/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального округа Измайлово.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в городе Москве - муниципального округа Измайлово от 26.07.2022 г. N10/1 Д.В.Сокирко зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1.
Удовлетворяя заявленные требования ИКМО, суд пришел к выводу, что регистрация Д.В.Сокирко в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N1 прошла с нарушением законодательства о выборах, поскольку не были соблюдены требования к выдвижению кандидата Д.В.Сокирко от Избирательного объединения Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России (Отделение ЛДПР), предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пп. "в" и "г" п.1 ст. 27 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, не позднее, чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее, чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
В ходе проведения мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", по требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей уполномоченных органов и избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления), а также предоставлять копии указанных документов.
Представитель ИКМО на конференции Отделения ЛДПР запросила необходимые документы. Однако, запрошенные документы не были предоставлены. 19 июля 2022 г. ИКМО повторно были запрошены документы, требование также не было удовлетворено.
Д.В.Сокирко указал, что представитель ИКМО действительно потребовал предоставление документов, но это происходило после Конференции, в то время как вправе затребовать документы на Конференции.
Только 19.08.2022 г. Отделение ЛДПР направила в ИКМО протокол Конференции.
На момент проверки документов и решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты Д.В.Сокирко ИКМО в рамках своих полномочий установленных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", не смогла ознакомиться с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением конференции Отделения ЛДПР. Данные документы необходимы избирательной комиссии для реализации её полномочий по проверки соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов. Данное обстоятельство подтверждается протоколом заседания ИКМО N9 от 26.07.2022 г. где принималось решение о регистрации кандидата Д.В.Сокирко, и зарегистрировало административного ответчика кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального округа Измайлово по многомандатному избирательному округу N 1.
ИКМО 22 июля 2022 г. обратилась Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве с письмом N163 о предоставлении копию протокола конференции Отделения ЛДПР.
Из Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве 17.08.2022 г. поступил ответ с приложением копии протокола конференции Отделения ЛДПР NП-74кф-232 от 07.07.2022г.
Из текста протокола следует, что при выдвижении Д.В.Сокирко в нарушение п.4 ч.12 ст.31 Избирательного кодекса города Москвы Избирательное объединение Отделение ЛДПР решением Конференции не назначило уполномоченных представителей избирательного объединения и не предоставило соответствующему постоянно действующему органу Партии право назначить данных лиц. Несоблюдение данной нормы Закона является нарушением процедуры выдвижения кандидата Д.В.Сокирко.
Данное нарушение существовало на момент принятия ИКМО решения о регистрации кандидата Д.В.Сокирко, но Избирательная комиссия не знала и не могла знать о данном нарушении, так как Отделение ЛДПР не предоставила требуемые документы, включая протокол Конференции. Из выписки указанного протокола этот вывод сделать не представлялось возможным, так как отсутствовал полный протокол Конференции ЛДПР.
В соответствии с подп. "а" п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае наличия вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подп. "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" п. 24 ст. 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В соответствии подп. "б" п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона основаниями для отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований п. 2 ст. 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. "в" п. 1 ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Из вышеприведенного следует, что была нарушены процедура выдвижения Д.В.Сокирко в кандидаты депутатов.
Представитель Отделения ЛДПР был представлен протокол заседания Координационного Совета Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России, в котором указано о делегировании Координационному Совету Московского городского отделения партии ЛДПР полномочий 74 конференции, в том числе принятия любых иных соответствующих решений по любым другим соответствующим вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации при проведении любых указанных выше соответствующих выборов 11 сентября 2022 г. и отнесенных к полномочиям Конференции.
В соответствии с п.4 ч.12 ст.31 Избирательного кодекса города Москвы решение конференции о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должно быть указано решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и (или) о предоставлении постоянно действующему органу избирательного объединения права назначения уполномоченных представителей. В протоколе конференции или ином документе конференции такого указания в нарушение действующего законодательства не было.
Судом дана критическая оценка данному протоколу в части делегирования полномочий и назначении представителя Избирательного объединения ЛДПР, и указал, что предоставление такого протокола, как попытку избежать негативных последствий для Д.В.Сокирко, выдвинутого Отделением ЛДПР.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами, основанными на п. 4 ст. 12 ч.12 ст.31 Избирательного кодекса города Москвы, так как данный факт должен был оформлен именно в протоколе или ином документе Конференции. Доводы Д.В.Сокирко в апелляционной жалобы являются несостоятельными.
Д.В.Сокирко указал, что представитель ИКМО присутствовал на заседании Конференции, знал о принятых решениях, только после Конференции запросил документы, Федеральным законом не установлен срок предоставления документов.
Данные доводы не являются основанием для отмены решения суда. Из анализа норм п.1.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ следует, что последний срок представления всех документов, в том числе для проверки процедуры выдвижения кандидата от избирательного объединения должно быть не позднее чем за день до заседания избирательной комиссии, на которой должен решаться вопрос о регистрации либо в отказе регистрации кандидата. Данное требование закона выполнено не было. Также из выписки протокола Конференции невозможно сделать вывод об отсутствии или наличии нарушений при выдвижении кандидата в депутаты, так как отсутствовал полный протокол Конференции ЛДПР, отражающий полные сведения. Таким образом, доводы Д.В.Сокирко являются необоснованными.
Согласно п.6.1 ст.76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных законом и (или) не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Судом установлено, что нарушение не было очевидным для ИКМО, выявление факта нарушения не было возможным без проведения проверки процедуры выдвижения административного ответчика; представитель ИКМО затребовал документы в день Конференции, документы в день Конференции, а также до дня заседания избирательной комиссии, на которой решался вопрос о регистрации Д.В.Сокирко завершить данную проверку. На момент принятия решения о регистрации Д.В.Сокирко кандидатом в депутаты, у Избирательной комиссии не было необходимых документов, представленных кандидатом, удостоверяющих законность его выдвижения.
В соответствии с пунктом 4.12 Постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1486-6 "О Методических рекомендациях по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" ответственность за представление документов, указанных в пунктах 4.10, 4.10.1, 4.11 настоящих Методических рекомендаций, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В соответствии с пунктом 4.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2021 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ц." наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
Таким образом, именно кандидат несет ответственность за соответствие представленных им документов требованиям закона.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N5, в части 31 разъяснено, что исходя из пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что избирательная комиссия приняла это решение с нарушением требований законов, в том числе положений пунктов 24-26 статьи 38 указанного Федерального закона об обстоятельствах, которые имеются на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) и препятствуют регистрации кандидата (списка кандидатов).
Регистрация кандидата (списка основаниям, предусмотренным пунктами 7-9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, за нарушения законодательства о выборах, допущенные после регистрации кандидата (списка кандидатов), а также за ряд значительных нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов), но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным истцом доказано, что не имелось оснований для принятия оспариваемого решения, такие обстоятельства были выявлены после принятия оспариваемого решения, административным ответчиком не доказан факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Измайловского районного суда г. Москвы от 24 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.