Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Сергеевой О.В., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-951/2022 по апелляционной жалобе административного истца Нодиниан Г.В. на решение Черемушкинского районного суда адрес от 3 сентября 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований Нодиниан Галины Владимировны к Чугурову Сергею Александровичу, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене регистрации кандидата, отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Нодиниан Г.В, являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному округу N 1, обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1 Чугурова С.А, зарегистрированного на основании решения Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21 июля 2022 года N 8/27, в связи с несоблюдением требований к выдвижению Чугурова С.А. от Избирательного объединения Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (Отделение ЛДПР), мотивируя требования тем, что на момент проверки документов и принятия решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты фио Избирательная комиссия в рамках предоставленных полномочий не смогла воспользоваться своим правом и ознакомиться с документами, которые связаны с созывом, организацией и поведением конференции Отделения ЛДПР, Чугуровым С.А. предоставлена на выдвижение выписка из протокола конференции Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее - Отделение ЛДПР) N п74-кф от 07.07.2022 года, в которой отсутствовало положение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а также положение о предоставлении соответствующему постоянно действующему органу партии права назначить данных лиц. Впоследствии из ответа ГУ Министерства юстиции РФ по адрес после принятия решения о регистрации административного ответчика Чугурова С.А. избирательная комиссия узнала о допущенном нарушении при регистрации, указанные обстоятельства являются вновь открывшимися, поскольку не могли быть известны избирательной комиссии при принятии решения о регистрации.
Административный истец Нодиниан Г.В. в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Административный ответчик фио в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, действующая на основании доверенности фио, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец со ссылкой на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, решение принято с нарушением норм материального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, действующего на основании доверенности фио, сочтя возможным на основании ст.ст.150-152 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не уведомивших, выслушав заключение прокурора фио, полагавшей решение суда отмене не подлежащим, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
В силу части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Законодательной основой регулирования отношений, в рамках которых реализуется конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 67-ФЗ), имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей адрес (пункты 1 и 2 статьи 1) а также Законом адрес от 06.07.2005 N 38 "Избирательный кодекс адрес"(далее Избирательный кодекс адрес).
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", является основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного федерального закона, иных требований, предусмотренных названным федеральным законом, иным законом.
Согласно подпункта "а" пункта 7 статьи 76 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального адрес от 14 июня 2022 года N 56/2 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21 июля 2022 года N 8/27 фио зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 1.
Нодиниан Г.В. также является зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу, что и фио (решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 18 июля 2022 года N 7/12).
Судом также установлено, что фио согласно оспариваемому решению выдвинут Московским городским отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России, как усматривается из решения от 18 июля 2022 года N 7/12, избирательной комиссией порядок выдвижения проверен.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что представленная кандидатом Чугуровым С.А. выписка из протокола конференции Московского городского отделения Политической партии ЛДПР - Либерально - демократической партии России N п74-кф от 07.07.2022 года не содержала положение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, а также положение о предоставлении соответствующему постоянно действующему органу партии права назначить данных лиц, что не соответствует требованиям к оформлению, предъявляемым подпунктом 4 части 12 статьи 31 Избирательного кодекса адрес; вместе с тем, данные обстоятельства были известны избирательной комиссии на момент принятия решения, а потому в понимании подпункта "а" пункта 7 статьи 76 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации указанные обстоятельства не являются вновь открывшимися и не служат основанием для отмены принятого решения о регистрации.
Позиция суда аргументирована, согласуется с представленными материалами дела, соответствует нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Действительно, обязанности политических партий их региональных отделений закреплены в статье 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ.
Так, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия(подпункт "в", пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ); в ходе проведения мероприятий, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, по требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей уполномоченных органов и избирательных комиссий знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления), а также предоставлять копии указанных документов (подпункт "г", пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 95-ФЗ).
Как верно указал суд первой инстанции, указанные требования Московским отделением ЛДПР соблюдены не были, кроме того в нарушение положений п.4 ч. 12 ст. 31 адрес кодекса адрес объединение ЛДПР решением Конференции не назначило уполномоченных представителей избирательного объединения и не предоставило соответствующему постоянно действующему органу партии право назначать данных лиц.
Вместе с тем, суд правомерно учел, что данные обстоятельства на момент принятия решения были известны избирательной комиссии, никаких дополнительных данных Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес не запрашивала, сведения из ГУ Министерства Юстиции РФ по адрес в избирательную комиссию не поступали, а потому, исходя из положения подпункта "а" пункта 7 статьи 76 от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", те обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не могут являться вновь открывшимися и, соответственно, не могут повлечь отмены регистрации кандидата Чугурова С.А.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 78 Федерального закона от 12.06.2002
N 67-ФЗ, части 4 статьи 241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, принимается судом первой инстанции не позднее, чем за пять дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за пять дней до первого дня голосования).
В силу части 6 статьи 305 КАС РФ регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее, чем за два дня до первого дня голосования.
Применительно к изложенному, а также с учетом даты единого дня голосования (11 сентября 2022 года) и решения о его проведении в течение нескольких дней подряд - 9, 10, 11 сентября 2022 года), судебная коллегия находит, что суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом правильно применены нормы материального права.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику по другим делам не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются индивидуально судом, а судебные постановления, приведенные административным истцом в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Судебная практика не является источником права, и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Выводы, содержащиеся в решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.ст. 310 КАС РФ, по настоящему делу не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-311, 177 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 3 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Нодиниан Г.В. - без удовлетворения.
Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.