Московский городской суд в составе судьи Казакова М.Ю., при секретаре Толмасовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1720/2022 по административному исковому заявлению заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве",
УСТАНОВИЛ:
9 ноября 1999 года Правительством Москвы принято постановление N 1018 "Об утверждении Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве", которое официально опубликовано в издании "Вестник Мэрии Москвы", N 24, декабрь, 1999.
Пунктом 3.12 указанных Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (далее - Правила) предусмотрено, что на вокзалах, пристанях, рынках, в аэропортах, парках, садах, зонах отдыха, учреждениях образования, здравоохранения и других местах массового посещения населения, на улицах, у каждого подъезда жилых домов, на остановках городского пассажирского транспорта, у входа в торговые объекты должны быть установлены урны. Урны устанавливают на расстоянии 50 м одна от другой на улицах первой категории, рынках, вокзалах и в других местах массового посещения населения, на остальных улицах, во дворах, парках, садах и на других территориях - на расстоянии до 100 адрес остановках городского пассажирского транспорта и у входов в торговые объекты - в количестве не менее двух. Очистка урн производится балансодержателями домовладений и территорий по мере их заполнения, но не реже двух раз в день. Мойка урн производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Урны, расположенные на остановках городского пассажирского транспорта, очищаются и промываются организациями, осуществляющими уборку остановок, а урны, установленные у торговых объектов, - торговыми организациями. Покраска урн осуществляется балансодержателями один раз в год (апрель), а также по мере необходимости или по предписаниям ОАТИ.
Заместитель Московского межрегионального транспортного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими, со дня вступления решения суда в законную силу, приведенных положений пункта 3.2 Правил в части распространения их действия на железнодорожные вокзалы.
По мнению прокурора, у Правительства Москвы отсутствуют полномочия по урегулированию вопросов содержания территорий железнодорожных вокзалов, а оспариваемые положения противоречат требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункта 4.7.9 Санитарных правил СП 2.5 3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30.
В настоящем судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, по основаниям, приведенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы, представитель заинтересованного лица Объединения административно-технических инспекций города Москвы в настоящем судебном заседании считали заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, пояснив, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и города Москвы к форме такого нормативного правового акта, порядку принятия и введению его в действие, а содержание самих Правил, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Представитель заинтересованного лица акционерного общества адрес, просил удовлетворить заявленные требования, поскольку полагал оспариваемые нормы противоречащими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения.
Абзацем 2 части 3 указанной статьи установлено, что предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при реализации своих полномочий не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или соглашение между ними.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.
В силу статьи 22.1 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4.7, 4.7.9 Санитарных правил СП 2.5 3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30 к эксплуатации помещений железнодорожных вокзалов установлены следующие санитарно-эпидемиологические требования - очистка урн, предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов, должна проводиться по мере их заполнения, но не реже 1 раза в день, мойка урн - не реже 1 раза в месяц при температуре окружающего воздуха выше 10 °C.
Выше приведенные положения свидетельствуют о том, что полномочия для урегулирования вопросов, связанных с содержанием инфраструктуры железнодорожного транспорта (вокзала) у Правительства Москвы не имелось, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и нашли своё разрешение на федеральном уровне.
Ссылки представителя административного ответчика на то, что оспариваемыми положениями не урегулированы вопросы содержания земельных участков относящихся к железнодорожному транспорту общего пользования и его инфраструктуре, подлежат отклонению поскольку в соответствии с положениями абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вокзалы входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования как иные здания, строения, сооружения обеспечивающие функционирование производственно-технологического комплекса.
Вывод о том, что железнодорожные вокзалы относятся к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования подтверждаются, в том числе, положениями пункта 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1633, подпункта "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и дефиса 5 пункта 2.6 Указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ (ред. от 25.02.2022) "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности".
Также являются несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что оспариваемые положения не распространяют свое действия на помещения железнодорожных вокзалов и территории железнодорожного транспорта общего пользования, поскольку предусматривают установку и очистку урн на земельном участке федеральной собственности территории возле вокзала.
Из буквального толкования оспариваемой нормы следует, что её содержание однозначно указывает на распространение ее действие на вокзалы, которые, как указано выше входят в инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования как иные здания, строения, сооружения, обеспечивающие функционирование производственно-технологического комплекса.
При этом правовая норма не содержит каких-либо исключений или уточнений относительно применения (не применения) ее положений к помещениям вокзалов или территории возле них. Следовательно, распространяя свое действие на вокзалы в целом, оспариваемой нормой урегулированы правоотношения по содержанию и уборке, в том числе, как помещений железнодорожных вокзалов, так и других территорий железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учётом изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что постановление Правительства Москвы от 9 ноября 1999 года N 1018 в оспариваемой части ранее применялось, и на основании данного нормативного правового акта были реализованы права неопределенного круга лиц, суд признаёт пункт 3.12 в оспариваемой части недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя Московского межрегионального транспортного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3.12 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 в части распространения его действия на железнодорожные вокзалы.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" или размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.