Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и письменным дополнениям к ней Аптекаря А.П. в защиту Кострубина Р.И. на постановление судьи Тверского районного суда адрес от 14 апреля 2022 года, которым
Кострубин.., паспортные данные, гражданин Российской Федерации, имеет высшее образование, холост, несовершеннолетних детей не имеет, зарегистрирован и проживает по адресу: адрес, работающий в.., признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
10 марта 2022 года старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по адрес майором полиции фио в отношении Кострубина Р.И. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд адрес, судьёй которого вынесено указанное выше постановление, об отмене которого просит защитник Аптекарь А.П. по доводам жалобы, указывая на его незаконность, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Кострубин Р.И. и его защитник Аптекарь А.П. явились, доводы жалобы и ранее представленных письменных дополнений к ней поддержали.
Проверив материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, и его защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признаётся нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определён Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1. 2 ст. 5).
Частью 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона адрес от 12.04.2007 N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа адрес, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории адрес либо на территории более чем одного административного округа адрес (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено судьёй районного суда, 10 марта 2022 года в период времени с 17 час. 30 мин. до 17 час. 45 мин. по адресу: адрес, Пушкинская пл-дь, в районе дома 1, Кострубин Р.И. принял участие в публичном массовом мероприятии в составе группы граждан в количестве около 11 человек, привлекая внимание граждан и средств массовой информации, игнорируя разъяснения сотрудников полиции, то есть добровольно принял участие в несогласованной массовой акции в форме митинга, участники которого скандировали лозунги тематического характера, чем нарушил вышеуказанные требования Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и требования Закона адрес N 10 от 12.04.2007 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в адрес собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований", на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировал.
Указанные выше обстоятельства судья посчитал надлежащим образом установленными и подтверждёнными материалами дела, в связи с чем привлёк Кострубина Р.И. к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Юридически важным для квалификации по ч. 5 ст.20.2 КоАП РФ является нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния...
Как усматривается из материалов дела, Кострубин Р.И. и защитник Аптекарь А.П, как в ходе рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции, так и в настоящей жалобе последовательно указывали на то, что во вменённый период участником публичного мероприятия Кострубин Р.И. не являлся, 10 марта 2022 года в 17 час. 38 мин. после окончания рабочего времени он вышел с места своей работы (здание, расположенное по адресу: адрес), после этого пошёл по Тверскому б-ру к ближайшей открытой станции метро, собираясь выехать домой во Владимир, по дороге зашёл в кафе где купил гамбургер, после чего вышел и пошёл по улице, где и был задержан сотрудниками полиции.
Указанный довод стороны защиты заслуживает внимание и необоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Судьёй районного суда в нарушение требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ заявленный довод Кострубина Р.И. оставлен без внимания и в установленном КоАП РФ порядке не проверен.
В целях подтверждения названного довода при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции стороной защиты представлены следующие документы:
- видеозапись, просмотренная в судебном заседании, из которой усматривается, что Кострубин Р.И. в 17 час. 38 мин. 10 марта 2022 года покидает здание и запирает дверь на ключ;
- копия трудового договора N 15/2022 от 8 февраля 2022 года, заключённого между ООО "РентКлиника" и Кострубиным Р.И, в котором указана должность Кострубина Р.И. - специалист;
- справка от 5 июля 2022 года, согласно которой Кострубин Р.И. с 8 февраля 2022 года работает в ООО "РентКлиника" в должности специалиста;
- справка от 26 июля 2022 года, согласно которой Кострубин Р.И. работает в ООО "РентКлиника" обособленное подразделение "РентКлиника" на адрес, расположенном по адресу: адрес, в должности специалиста с 8 февраля 2022 года;
- копии графиков работ (сменности) работников за март 2022 года, согласно которым 10 марта 2022 года у Кострубина Р.И. был рабочий день продолжительностью 11 часов.
Оценив в порядке ст. 26.11 КоАП РФ указанные выше доказательства, в совокупности с протоколом об административном правонарушении, рапортами сотрудников полиции и их письменными объяснениями, протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение, протоколом об административном задержании и иными имеющимися в деле доказательствами, прихожу к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Кострубина Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что место задержания Кострубина Р.И. находится в непосредственной близости к месту выполнения им своих трудовых обязанностей по адресу: адрес.
Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Установив наличие неустранимых сомнений в виновности Кострубина Р.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, вывод судьи районного суда о доказанности вины последнего нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление судьи подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении Кострубина Р.И. подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
жалобу защитника Аптекаря А.П. - удовлетворить.
Постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 14 апреля 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кострубина.., паспортные данные, - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.