Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" на постановление судьи Пресненского районного суда адрес от 28 октября 2021 года, которым
общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ", ОГРН: 1037700019367, ИНН: 7725112272, юридический адрес: адрес, Кудринская пл-дь, д. 1, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
УСТАНОВИЛ:
22 сентября 2021 года главным инспектором отдела государственного надзора Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия фио в отношении ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" (далее также - Общество) был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Пресненского районного суда адрес от 28 октября 2021 года ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В своей жалобе на данное постановление Общество в лице своего законного представителя - генерального директора фио, просит его отменить, производство по делу прекратить по доводам, изложенным в жалобе.
Законный представитель ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещён (ИПО 12771774009180), о причинах своей неявки не сообщил, ходатайство об отложении судебного заседания не направил.
При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного представителя ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" в порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности фио в судебное заседание явился, против удовлетворения жалобы возражал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя органа административной юрисдикции, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления суда не усматриваю.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" является собственником части помещений общей площадью 1 213, 6 м 2 здания по адресу: адрес, Кудринская пл-дь, д. 1.
Решением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 23 марта 1987 года N 647 "О принятии на государственную охрану зданий памятников архитектуры советского времени" здание по адресу: адрес, пл-дь Восстания, д. 1 (ныне - Кудринскакя пл-дь, д. 1), принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом, 1950-1954 гг, арх. фио, фио, инж. адресН." (далее также - Объект).
Решением комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Комитете по культурному наследию адрес от 25 августа 2010 года N 31 утверждён предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Жилой дом, 1950-1954 гг, арх. фио, фио, инж. адресН." по адресу: Кудринская пл-дь, д. 1.
Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 N 15607-р объект культурного наследия регионального значения "Жилой дом, 1950-1954 гг, арх. фио, фио, инж. адресН." по адресу: Кудринская пл-дь, д. 1, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца Объекта утверждено распоряжением Мосгорнаследия от 9 декабря 2013 N 766.
В ходе проведения 3 сентября 2021 года внеплановой выездной проверки исполнения требований предписания от 18 февраля 2020 года на основании распоряжения Мосгорнаследия от 2 августа 2021 года N 552 должностными лицами Мосгорнаследия выявлен факт неисполнения Обществом требования пункта 2 предписания, а именно: не разработана и не согласована в установленном порядке проектная документация по сохранению Объекта (включая проект по приспособлению для современного использования).
Таким образом, ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" нарушило требований ст.ст. 45, 47.2, 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что 3 сентября 2021 года по адресу: адрес, Кудринская пл-дь, д. 1, выявлено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, совершённое ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" в форме бездействия.
Вина юридического лица - ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" подтверждается исследованными материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22 сентября 2021 года N 16-264 АД 2021; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" от 2 августа 2021 года N 552; актом внеплановой выездной проверки от 3 сентября 2021 года N В128/2021-552/21А с материалами фотофиксации; предписанием от 3 сентября 2021 года N В128/2021-552/21А; иными материалами дела.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (в том числе регионального значения).
Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований к сохранению и использованию объектов культурного наследия регионального значения, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и адрес.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
При этом государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учётом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учётом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В силу положений ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
е использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" имело возможность для соблюдения требований сохранения, охраны и использования объектов культурного наследия, однако данные требования выполнены не были.
Представленный к настоящей жалобе Общества проект приспособления для современного использования объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом, 1950-1954 гг, арх. фио, фио, инж. адресН." по адресу: адрес, Кудринская пл-дь, д. 1" не свидетельствует об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "ТЕХНО КРАКФТ ЛИТ" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку стороной защиты не представлены доказательства направления данного проекта в Мосгорнаследие на согласование.
Согласно ответа начальника Управления рассмотрения документации от 6 августа 2021 года на служебную записку в период с 1 февраля 2020 года по настоящее время проектная документация по сохранению Объекта в Управление не поступала и не согласовывалась (л.д. 50).
Иные доводы в жалобе о невиновности ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" в совершении правонарушения, являются несостоятельными, поскольку направлены на переоценку доказательств в выгодном для заявителя свете, и не свидетельствуют об отсутствии вины ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" в совершении инкриминируемого ему деяния.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.ч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не сумма прописью. При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учётом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Вместе с тем, обжалуемые акты подлежат изменению в силу следующего.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Устанавливая административную ответственность, законодатель может по-разному, в зависимости от существа охраняемых общественных отношений, конструировать составы административных правонарушений и их отдельные элементы, включая такой элемент состава административного правонарушения, как объективная сторона, в том числе использовать в указанных целях бланкетный (отсылочный) способ формулирования норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П и от 16 июля 2015 г. N 22-П; определения от 21 апреля 2005 г. N 122-О, от 19 ноября 2015 г. N 2557-О и др.).
Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 4.1.2, в соответствии с частью 1 которой при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включённым по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (часть 2).
Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3).
ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 августа 2016 года по категории "микропредприятие".
Санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ не предусматривает возможность административного наказания для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На момент совершения административного правонарушения санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ предусматривала административное наказание в виде административного штрафа для должностных лиц - в размере от 20 000 до сумма, для юридических лиц - от 200 000 до сумма.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ улучшают положение ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ", вследствие чего изменяю обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда и назначаю ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление Пресненского районного суда адрес от 28 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общество с ограниченной ответственностью "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" (ОГРН: 1037700019367, ИНН: 7725112272, юридический адрес: адрес, Кудринская пл-дь, д. 1) изменить: назначить ООО "Монблан Инжиниринг" административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части постановление Пресненского районного суда адрес от 28 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу ООО "ТЕХНО КРАФТ ЛИТ" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.