Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам защитника ООО "Спецпрокатавто" фио на постановления заместителя начальника МАДИ N 0356043010321121302000171 от 13 декабря 2021 года, N 0356043010321121302000354 от 13 декабря 2021 года, решения судьи Измайловского районного суда Москвы от 08 февраля 2022 года по делам NN 12-0108/2022, 12-0064/2022 об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст.12.31.1 КоАП РФ, в отношении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника МАДИ N 0356043010321121302000171 от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда Москвы от 08 февраля 2022 года, ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма за то, что 13 октября 2021 года в 11 час. 40 мин. по адресу: адрес нарушение п. 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", не выполнило требования о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя фио, управлявшего транспортным средством марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, при осуществлении юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 179037, действительного с 25.08.2021 г. по 24.08.2026 г (согласно путевому листу N б/н, выданному на период времени с 12.10.2021 г. по 13.10.2021 г.).
Постановлением заместителя начальника МАДИ N 0356043010321121302000354 от 13 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Измайловского районного суда Москвы от 08 февраля 2022 года, ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма за то, что 13 октября 2021 года в 11 час. 40 мин. по адресу: адрес нарушение п. 2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", не выполнило требования о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, при осуществлении юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 179037, действительного с 25.08.2021 г. по 24.08.2026 г (согласно путевому листу N б/н, выданному на период времени с 12.10.2021 г. по 13.10.2021 г.).
Не согласившись с вышеуказанными актами, защитник фио обратился в Московский городской суд с жалобами, в которых просит об их отмене и прекращении производства по делу, указывая, что Обществом проведены все необходимые процедуры для выпуска водителя на линию; плановый рейдовый осмотр транспортного средства проведён с нарушением Административного регламента исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес, утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 198-ПП: должностными лицами административного органа не применялась видеозапись в целях фиксации доказательств по выявленным нарушениям обязательных требований; факт использования транспортного средства для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на момент проверки не установлен; при назначении административного наказания не применены положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ; нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании защитники ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" фио, фио, фио жалобы поддержали.
Выслушав объяснения защитников, проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Частью 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере сумма прописью; на должностных лиц - сумма прописью; на юридических лиц - сумма прописью.
Согласно ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995г. N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, в том числе, организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров.
В силу п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995г. N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на адрес деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), кроме того, обязаны: организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Согласно п.п.6, 9 Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 30.04.2021 г. N 145, в целях недопущения управления транспортным средством с признаками заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, субъект транспортной деятельности обязан организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ и Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров, в том числе: обеспечивать прохождение предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинских осмотров в соответствии с Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденным приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н.
Безопасность транспортных средств обеспечивается, в том числе, посредством: проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с порядком организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, устанавливаемым Минтрансом России в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" 13 октября 2021 года в 11 час. 40 мин. по адресу: адрес нарушение п. 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", не выполнило требования о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя фио, управлявшего транспортным средством марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, при осуществлении юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 179037, действительного с 25.08.2021 г. по 24.08.2026 г (согласно путевому листу N б/н, выданному на период времени с 12.10.2021 г. по 13.10.2021 г.), а также в нарушение п. 2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ не выполнило требования о проведении предрейсового контроля технического состояния указанного транспортного средства.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения должностными лицами МАДИ постановлений NN 0356043010321121302000171; 0356043010321121302000354 о привлечении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, с назначением постановлением N 0356043010321121302000171 административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма, постановлением N 0356043010321121302000354 - административного наказания в виде административного штрафа в размере сумма
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в том числе, определениями о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в отношении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО"; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси; протоколом об изъятии вещей и документов (транспортного средства); актом приёма-передачи транспортного средства для перемещения на специализированную стоянку; информацией о выданном разрешении; фотоматериалом; протоколами об административных правонарушениях в отношении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО"; выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами.
Указанные доказательства оформлены должностными лицами МАДИ, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу вынесенного решения, что нашло своё отражение в тексте решения суда.
Вопреки доводам жалобы, материалами дела подтверждается, что по результатам планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси, произведённого инспектором отдела надзора за таксомоторными перевозками Управления надзора за перевозками пассажиров и багажа МАДИ на основании распоряжения начальника МАДИ от 29.06.2021 г. N 78-17-100/21, составлен акт результатов (осмотра) от 13.10.2021 г. N 11627, подписанный должностным лицом, проводившим осмотр транспортного средства, содержание которого отвечает требованиям Административного регламента исполнения Московской административной дорожной инспекцией государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес, утв. Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 г. N 198-ПП, действовавшего на момент совершения правонарушения о проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований легковых такси и оформлении результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований легковых такси (п.п.3.7.1, 3.8 - 3.9.2).
Отсутствие в числе доказательств видеозаписи осмотра транспортного средства не повлияло на полноту, всесторонность и объективность выяснения всех фактических обстоятельств дела и не влечёт отмену обжалуемого постановления, поскольку нормами КоАП РФ не предусмотрен определенный перечень доказательств по делу, а имеющиеся доказательства являются достаточными для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч.2, 3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Вина ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" во вменяемых административных правонарушениях доказана совокупностью исследованных судьей доказательств, оснований не доверять которым не имеется, и которые свидетельствуют о том, что на момент проверки вышеназванного транспортного средства, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, разрешение на которое выдано ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО", не выполнены требования п. 1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя, управлявшего транспортным средством, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.31.1 КоАП РФ а также п. 2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ о проведении предрейсового контроля технического состояния указанного транспортного средства, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что факт использования транспортного средства для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа на момент проверки не установлен, служить основанием для удовлетворения жалобы не может.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 1 Закона адрес от 11 июня 2008г. N 22 "О такси в адрес" деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение).
Согласно п. 3 ст. 9 названного выше Федерального закона разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Таким образом, получив разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отношении транспортного средства марки марка автомобиля, регистрационный знак ТС, ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" определило назначение автомобиля, как транспортного средства, используемого исключительно для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на срок действия разрешения и приняло на себя обязательства по соблюдению вышеприведённых требований действующего законодательства.
На момент совершения правонарушения выданное ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" разрешение N 179037 являлось действующим. Общество не обращалось в уполномоченный орган за прекращением его действия. Следовательно, не имело намерения прекращать осуществлять таксомоторную деятельностью с использованием данного автомобиля.
Довод жалобы о том, что постановления о назначении административного наказания вынесены по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, является несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй, - по истечении трёх месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение выявлено должностным лицом МАДИ 13 октября 2021 года при проведении планового (рейдового) осмотра транспортного средства, что отражено в акте результатов планового (рейдового) осмотра, обследования легкового такси N 11627 от 13 октября 2021 года.
Таким образом, срок давности привлечения ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" к административной ответственности за административные правонарушения, совершённые 13 октября 2021 года, на момент вынесения должностным лицом постановлений 13 декабря 2021 года, с учётом положений ч.2 ст.4.8 КоАП РФ, правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 г. N 19-П о том, что исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения, не истёк.
Вместе с тем, судьёй районного суда не учтены положения ст. 4.4 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей наказание лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строго наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пунктах 4 и 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вышеуказанные административные правонарушения (части 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ) выявлены административным органом в рамках одной проверки и возникли в результате одних фактических обстоятельств, вытекающих из одного бездействия, выразившегося в несоблюдении п.п.1, 2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ.
Ответственность за допущенные обществом правонарушения предусмотрена несколькими частями статьи 12.31.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же органу, правонарушения установлены в одно и то же время, одними и теми же должностными лицами.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Федеральным законом от 26.03.2022 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (вступившим в силу 06.04.2022 г.) внесены изменения в КоАП РФ, который дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям (пункт 3 Закона N 70-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10 марта 2021 года, на момент совершения административного правонарушения находилось в указанном реестре и являлось микропредприятием, следовательно, на Общество распространяются правила, установленные частью 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ.
Размер штрафа составляет сумма, следовательно, принимая во внимание, что на сегодняшний день оспариваемое постановление не исполнено, суд считает возможным назначить штраф в размере половины размера штрафа, предусмотренного санкцией ч.ч. 2, 3 ст.12.31.1 КоАП РФ - сумма.
При изложенных обстоятельствах подлежат применению положения ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ с назначением ООО "ПРЕСТИЖ" наказания с учетом характера совершённого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, в размере сумма
При таких обстоятельствах постановления должностных лиц МАДИ и решения судьи, вынесенные в отношении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО", подлежат изменению в части назначенного административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ
Рассмотренные в отношении ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" дела об административных правонарушениях NN 12-0108/2022, 12-0064/2022 по части 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ объединить в одно производство.
Постановление заместителя начальника МАДИ N 0356043010321121302000171 от 13 декабря 2021 года, решение судьи Измайловского районного суда Москвы от 08 февраля 2022 года N 12-0108/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, а также постановление N 0356043010321121302000354 от 13 декабря 2021 года, решение судьи Измайловского районного суда Москвы от 08 февраля 2022 года N 12-0064/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ изменить и в порядке ч. 2 ст. 4.4, ч.2 ст.4.1.2 КоАП РФ назначить ООО "СПЕЦПРОКАТАВТО" административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В остальной части названные акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.