Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" по доверенности Карабинюк К.Ю. на постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 г., которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
22 декабря 2021 года должностным лицом УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, в отношении ОАО "РЖД".
Дело передано на рассмотрение в Басманний районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ОАО "РЖД" просит судебное постановление отметить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено за пределами сроков давности.
В судебное заседание явился защитник ОАО "РЖД" по доверенности Еременко А.С, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав явившегося защитника, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное умышленно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.5.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 495 от 26 апреля 2017 г. утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
Как следует из смысла ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и транспортных средств железнодорожного транспорта утверждены постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 N 495.
Судом первой инстанции установлено, что правонарушении в период с * года по * года проведена плановая выездная проверка с целью контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о транспортной безопасности, по результатам проведения которой установлено, что ОАО "РЖД", на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожный вокзал на станции * (реестровый номер *) не исполняются требования по обеспечению транспортной безопасности, которые зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 10 декабря 2021 года N 07-43-03/1546(А).
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" достоверно известно, что оно является субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, и оно обязано исполнять требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности на транспортных средствах.
* года ОАО "РЖД" получило уведомление об изменении присвоенной категории ЖДВ *, однако в установленный срок до * года проведение дополнительной оценки уязвимости ЖДВ * в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов на момент проведения проверки не обеспечено.
Станция Ухта включена в реестр категорированных объектов за номером ЖВД *, * года, указанному ОТИ присвоена вторая категория * года вторая категория изменена на третью.
Поскольку ранее ОАО "РЖД" привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, то на момент совершения правонарушения, ОАО "РЖД" совершило однородное административное правонарушение повторно.
Таким образом, поскольку юридическое лицо неоднократно проверялось на предмет соблюдения законодательства о транспортной безопасности, ему выдавались предписания, оно неоднократно привлекалось к административной ответственности, то должностным лицам ОАО "РЖД" очевидна обязанность исполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, которую оно длительно и систематически не исполняет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч.3 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Привлекая ОАО "РЖД" к ответственности, суд исходил из того, что его вина подтверждается материалами административного дела.
Между тем, судьей при принятии постановления не учтено следующее.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. В постановлении о прекращении производства по делу по названному основанию, исходя из положения, закрепленного в пункте 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ, должны быть указаны все установленные по делу обстоятельства, а не только связанные с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Указанная позиция изложена в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Уведомление ОАО "РЖД" получено * года и должно было быть исполнено в срок до * года.
На основании изложенного, срок давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности по ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ следует исчислять с 30 октября 2021 года.
Поскольку событие административного правонарушения, вменённого в вину ОАО "РЖД", имело место * года, на момент рассмотрения настоящей жалобы *года сроки давности привлечения ОАО "РЖД" к административной ответственности истекли, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы от 16 февраля 2022 года, которым ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "РЖД" прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.