Судья Московского городского суда Моргасов М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Коворкинг" с дополнениями (далее - жалоба) на постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 06 июня 2022г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Коворкинг"
установил:
08 апреля 2022 г. консультантом Инспекции по надзору в области государственной охраны объектов культурного наследия Мосгорнаследия в отношении ООО "Коворкинг" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Постановлением судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 06 июня 2022 г. ООО "Коворкинг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ссылается на то, что при рассмотрении дела не учтены его обстоятельство и требования закона, наказание является чрезмерно суровым, правонарушение малозначительным, ранее ООО привлекалось к административной ответственности по аналогичным основаниям по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, срок давности вмененного правонарушения подлежит исчислению с 22 октября 2021 г, новый срок исполнения обязанности предусмотрен решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2022 по делу N...
В судебном заседании защитник ООО "Коворкинг" К.В.В. жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО, прихожу к выводу о том, что постановление судьи является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N73-Ф3), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российском Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко - культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.
В соответствии со п. 11 ст. 48 Федерального закона лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные п. 1-3 ст. 47.3 Федерального закона.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Порядок предоставления государственной услуги "Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" в городе Москве утвержден постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. N 58-ПП.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, или выявленного объекта культурного наследия утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 1749.
Порядок предоставления государственной услуги "Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия" утвержден постановлением Правительства Москвы от 5 декабря 2017 г. N 949-ПП.
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ правообладатель при содержании и использовании объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры " (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется государственным органом охраны и использования памятников истории и культуры города Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
Согласно п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 собственники и пользователи недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, ООО "Коворкинг" 09 марта 2022 г. по адресу... (место нахождения ООО) своим бездействием совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении требований законодательства по сохранения объекта культурного значения, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Департаментом культурного наследия города Москвы 9 марта 2022 г. завершено проведение мероприятия по наблюдению за соблюдением обязательных требований в отношении ООО "Коворкинг" по результатам которого составлен акт от 09 марта 2022 г. N...
Здание по адресу:... является объектом культурного наследия федерального значения "... ", XVIII - XIX вв. - Фрагмент главного дома, середина XVIII в." на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
ООО "Коворкинг" является собственником Объекта (запись о государственной регистрации права от 4 сентября 2018 г. N...).
В целях сохранения Объекта ООО "Коворкинг" оформлен Акт технического состояния Объекта от 22 января 2019 г. N... (далее - АТС).
В соответствии с пунктом 2 раздела 5 АТС ООО "Коворкинг" надлежало:
в срок до 1 мая 2020 г. разработать проект проведения работ по сохранению Объекта на основании выданного Мосгорнаследием задания и согласовать в Мосгорнаследии.
В целях надлежащего и своевременного исполнения работ, предусмотренных АТС Мосгорнаследием ООО "Коворкинг" выдано предписание от 14 марта 2019 г. N...
АТС и предписание от 14 марта 2019 г. N... направлены в адрес ООО "Коворкинг" письмом от 18 марта 2019 г. N... (почтовый идентификатор N...), которое согласно отчету, об отслеживании почтового отправления вручены адресату 28 марта 2019 г.
На основании мотивированного обращения ООО "Коворкинг" от 23 апреля 2020 г. N... срок исполнения требований п. 1 предписания от 14 марта 2019 г. N... и п. 2 раздела 5 АТС продлен Мосгорнаследием до 22 октября 2020 г, согласно уведомления о продлении от 15 мая 2020 г. N.., направленного на официальную электронную почту ООО "Коворкинг" 15 мая 2020 г.
8 октября 2020 г. ООО "Коворкинг" повторно обратилось с заявлением о продлении срока исполнения предписания от 14 марта 2019 г. N... и п. 2 раздела 5 АТС.
Письмом Мосгорнаследия от 5 ноября 2020 г. N... ООО "Коворкинг" направлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих сведения, изложенные в повторном заявлении о продлении от 8 октября 2020 г, а именно о предоставлении договоров, заключенных на разработку проектной документации проведения работ по сохранению Объекта.
Однако, в связи с не предоставлением подтверждающих документов ООО "Коворкинг" было отказано в продлении срока исполнения предписания от 14 марта 2019 г. N... и п. 2 раздела 5 АТС, что подтверждается уведомлением об отказе в продлении от 2 декабря 2020 г. N...
В декабре 2020 г. в отношении ООО "Коворкинг" проведено контрольно-надзорное мероприятие исполнения предписания от 14 марта 2019 г. N... и п. 2 раздела 5 АТС по результатам которого выдано повторное предписание от 7 декабря 2020 г. N... и с требованием: в соответствии с требованиями законодательства об объектах культурного наследия: провести работы по сохранению Объекта согласно составу (перечню) видов работ по сохранению объекта установленных разделом 5 АТС Объекта (далее - Раздел) в следующие сроки: выполнить работы, установленные пунктом 2 Раздела в срок до 22 октября 2021 г.
За неисполнение указанных требований в отношении ООО "Коворкинг" составлен протокол об административном правонарушении по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением Хорошевского районного суда города Москвы от 22 января 2021 г. ООО "Коворкинг" признано виновным с назначением административного штрафа в размере 150 000 рублей. Штраф неуплачен.
В период с 01 по 09 марта 2022 г. на основании задания от 1 марта 2022 г. N... в отношении ООО "Коворкинг" проведено контрольное (надзорное) мероприятие по результатам которого установлено:
16 февраля и 31 марта 2022 г. ООО "Коворкинг" обратилось в Мосгорнаследие за получением задания по сохранению Объекта.
Вместе с тем согласно информационным базам Мосгорнаследия проектная документация по сохранению Объекта в Мосгорнаследие не поступала и не согласовывалась.
Таким образом, требования п. 2 раздела 5 АТС не выполнено, проектная документация по реставрации и приспособлению Объекта в Мосгорнаследие не поступала. Исполнение требований предписаний Мосгорнаследия ООО "Коворкинг" игнорируется.
Действия ООО "Коворкинг" квалифицированы по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ООО "Коворкинг" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору от 09 марта 2022 года N... ; актом технического состояния Объекта от 22 января 2019 года N... ; актом от 09 марта 2022 года N... ; предписанием об устранении нарушений обязательных требований от 09 марта 2022 года N... ; предписанием о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия; протоколом об административном правонарушении; заданием на проведение мероприятий по государственному надзору; иными материалами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что обществом, приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства в области сохранения объектов культурного наследия.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ООО "Коворкинг" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО "Коворкинг" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия ООО "Коворкинг" по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Установленных законом оснований для назначения ООО "Коворкинг" наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, не имеется. Ссылки на бухгалтерский баланс таким основанием, сами по себе, не являются.
Доводы жалобы о том, что наказание является чрезмерно суровым не учитывают то обстоятельство, что административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения ООО "Коворкинг" от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Доводы жалобы о том, что ранее ООО "Коворкинг" привлекалось к административной ответственности по аналогичным основаниям по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, иного вывода оп делу не несет с учетом различия диспозиций правонарушений, предусмотренных ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ и ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что срок давности вмененного правонарушения подлежит исчислению с 22 октября 2021 г. основан на неправильном толковании норм материального права.
В ч.1 ст.29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях " согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2022 по делу N.., которым постановлено:
Обязать ООО "Коворкинг" провести работы по сохранению объектов культурного наследия федерального значения "... ", XVIII-XIX вв.- Фрагмент главного дома, середины XVIII в.", расположенного по адресу:.., ".., XVIII-XIX вв. - Флигели: N1 и N2 "Флигель N1"", расположенного по адресу:.., ".., XVIII-XIX вв. - Флигели: N1 и N2 "Флигель N2"", расположенного по адресу:.., в порядке, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно: в течение шести месяцев с даты вступления в силу решения по настоящему делу на основании задания Департамента разработать проектную документацию по сохранению Объекта и согласовать ее в установленном порядке в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия; в течение девяти месяцев с даты согласования Департаментом указанной проектной документации по разрешению Департамента выполнить в соответствии с ней работы по сохранению объекта культурного наследия, предоставить в Департамент отчетную документацию и получить акт приемки выполненных работ.
Таким образом, данное решение Арбитражного суда города Москвы не является основанием для иного вывода по данному делу с учетом его иного предмета и наличия в данном деле состава вмененного правонарушения по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Приведенное выше решение Арбитражного суда города Москвы вынесено с учетом иска Мосгорнаследия к ООО "Коворкинг" о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия в связи с неисполнением добровольно ООО обязанности по сохранению объекта культурного наследия в целях исполнения действующего законодательства, которое ООО добровольно не исполняет.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу ООО "Коворкинг" в материалах дела не имеется. Презумпция невиновности, установленная ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушена.
Утверждение заявителя о том, что при рассмотрении дела и жалобы судья не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и нарушили принцип презумпции невиновности, не соответствуют действительности. Материалы дела свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, в том числе представленные заявителем, проверил их достоверность и допустимость. Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Коворкинг" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Выводы, по которым отвергнуты доводы заявителя, судьей мотивированы в обжалуемом акте, данная названным доказательствам оценка является надлежащей, а потому ставить ее под сомнение оснований не имеется. При рассмотрении дела об административном правонарушении все собранные по делу доказательства судья оценивает по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
При этом учитываю, что к целям и задачам производства по делам об административных правонарушениях не относится достижение благоприятного для привлекаемого к административной ответственности лица результата, отвечающего его ожиданиям, а является всестороннее, полное и объективное рассмотрение всех обстоятельств дела в их совокупности, разрешение его в соответствии с законом.
При рассмотрении дела данные требования закона выполнены надлежащим образом
Административное наказание ООО "Коворкинг" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, решил:
постановление судьи Солнцевского районного суда г. Москвы от 06 июня 2022 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО "Коворкинг" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда М.М.Моргасов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.