Судья Московского городского суда Моргасов М.М. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Р.А.С. и его защитника Ш.М.А. (с дополнениями, далее - жалоба) на постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 25 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Р.А.С.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тверского районного суда Москвы от 25 августа 2022 г. Р.А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком 10 суток, срок административного ареста исчислен с 25 августа 2022 года 14 час. 20 мин, зачтен в срок административного наказания период задержания c 1 8 час. 25 мин. 24 августа 2022 года по 10 час. 50 мин. 25 августа 2022 года.
В настоящей жалобе защитник Р.А.С. и защитник Ш.М.А, выражая несогласие с названным судебным актом, просят о его отмене и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие в действиях Р.А.С. события и состава административного правонарушение, нарушение права на защиту, поскольку не учтены положения КоАП РФ, Конвенции о защите прав человека и основных свобод c учетом ее толкования ЕСПЧ, нарушено право на рассмотрение дела судом с участием стороны обвинения, нарушено право на допрос свидетелей, задержание проведено необоснованно и неправомерно, назначенное наказание чрезмерно, несправедливо и несоразмерно, вмешательство государства было непропорционально и не обосновано, нарушено право на свободу собраний, по ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ административный материал в отношении Р.А.С. составлен не был, основания задержания отсутствовали.
В судебном заседании Р.А.С. и его защитник Ш.М.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав сторону защиты, не нахожу оснований для отмены или изменения постановления судьи по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ предусмотрена за н еповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Согласно п."б" ч.1 ст.2 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложен ряд обязанностей, в том числе: выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах; обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции.
Согласно п.2 ч.1 ст.13 данного Федерального закона, сотрудники полиции имеют право проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.13 Федерального закона "О полиции", сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей также предоставлено право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.16 ч.1 ст.13 Федерального закона "О полиции", сотрудникам полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право и осуществлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей.
В силу п.4 ст.12 названного Федерального закона, полиция обязана выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению.
Согласно частям 3 и 4 ст.30 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2022 года в 18 час. 00 мин. по адресу:.., гражданин Р.А.С. находясь в общественном месте развернул флаг Республики Украина размером 150 х 100 см, при этом пытался снять данное действие на мобильный телефон, в связи с наличием в действиях Р.А.С. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ ему было предложено прекратить свои действия, проследовать в отдел полиции, однако Р.А.С. отказался проследовать в служебный автомобиль, отказался от выполнения законных требований сотрудников полиции, оказал физическое противодействие, вырывался, во время препровождения упирался ногами, при посадке в салон автомобиля упирался руками в кузов автомобиля. На неоднократные требования сотрудников полиции прекратить противоправные действия не реагировал.
Действия Р.А.С. квалифицированы по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Р.А.С. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении, согласно которому 24 августа 2022 года в 18 час. 00 мин. по адресу:.., гражданин Р.А.С. находясь в общественном месте развернул флаг Республики Украина размером 150 х 100 см, при этом, пытался снять данное действие на мобильный телефон, в связи с наличием в действиях Р.А.С. признаков состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ ему было предложено прекратить свои действия, проследовать в отдел полиции, однако Р.А.С. отказался проследовать в служебный автомобиль, отказался от выполнения законных требований сотрудников полиции, оказал физическое противодействие, вырывался, во время препровождения упирался ногами, при посадке в салон автомобиля упирался руками в кузов автомобиля;
- протоколом об административном задержании, в связи с совершением им правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение;
- аналогичными по содержанию рапортами и объяснениями сотрудников полиции Т.М.А, К.С.С.;
- фотоматериалом ;
- другими материалами дела.
Суд обоснованно принял во внимание рапорта, письменные показания должностных лиц полиции, поскольку сведения, изложенные ими в рапортах и объяснениях, последовательны и согласуются с письменными материалами дела, в том числе с протоколом об административном правонарушении, иными процессуальными актами.
Оснований для оговора Р.А.С. у указанных сотрудников полиции судом не установлено.
Рапорты сотрудников полиции отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст.26.2 КоАП РФ, и содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта и давших объяснения о том, что Р.А.С. совершил приведенное выше правонарушение, исполнение сотрудниками полиции своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Р.А.С. административного правонарушения.
Рапорты в соответствии с положениями ст.26.7 КоАП РФ являются письменными документами, а не свидетельскими показаниями, в связи с чем предупреждать должностных лиц при написании рапорта по ст.17.9 КоАП РФ не требуется.
Обстоятельства, указанные в рапортах, данные сотрудники полиции подтвердили, дав подробные письменные объяснения, при даче которых они были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела не имеется.
Протокол об административном правонарушении в отношении Р.А.С. составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в связи с чем, также отвечает признакам допустимости доказательства по делу, в том числе по основаниям, указанным выше.
Нормами КоАП РФ не предусмотрено, что протокол об административном правонарушении может быть составлен лишь должностным лицом, являющимся очевидцем совершенного правонарушения. Единственное требование закона - это наличие у должностного лица полномочий на составление протокола об административном правонарушении. Как видно из представленных материалов, протокол об административном правонарушении в отношении Р.А.С. составлен уполномоченным на то должностным лицом на основании рапортов и письменных объяснений сотрудников полиции. Не согласиться с оценкой указанных доказательств нет никаких оснований. Процессуальные права на стадии возбуждения дела и при составлении протокола об административном правонарушении разъяснены Р.А.С. в установленном законом порядке (л.д. 1- 2, 9).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, совершенного Р.А.С, является порядок управления в сфере деятельности уполномоченных должностных лиц правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также выполнению иных служебных обязанностей, при этом не имеет значения наступление каких-либо последствий.
Совокупность перечисленных выше доказательств полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Р.А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
Нарушений Конституции РФ при рассмотрении дела в отношении Р.А.С, а также норм КоАП РФ, которые могли бы послужить основанием отмены постановления судьи, по делу не установлено.
Как усматривается из материалов дела, Р.А.С. на требования сотрудников правоохранительных органов не реагировал, тем самым демонстрировал отказ от выполнения законных требований сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Доводы жалобы о невиновности и о том, что Р.А.С. общественный порядок не нарушал, доказательств его вины нет, не основаны на материалах дела и опровергаются изложенными выше доказательствами.
Все заявленные стороной защиты ходатайства, в том числе о допросе свидетелей, были рассмотрены в порядке, установленном ст.24.4 КоАП РФ, по ним вынесено соответствующее определение, имеющееся в деле. Правильность выводов судьи сомнений не вызывает. Совокупность доказательств была явно достаточна для выяснения всех обстоятельств дела и необходимость в получении дополнительных доказательств по делу отсутствовала.
Положениями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении.
При этом полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
Из ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, поэтому применение этой меры не противоречит требованиям КоАП РФ. При этом о произведенном административном задержании составлен соответствующий протокол, который соответствует требованиям ст. 27.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Вывод о наличии в действиях Р.А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен.
Согласно ч.1 ст.27.1 КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Из материалов дела следует, что Р.А.С. был осведомлен о том, за какие противоправные действия к нему применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде доставления и административного задержания.
При этом, все протоколы о применении мер обеспечения составлены последовательно уполномоченным должностным лицом без нарушения процессуальных прав Р.А.С.
Санкция части 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
В связи с тем, что санкция статьи предусматривала административный арест, составление протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможным, применение мер обеспечения к Р.А.С. в виде административного задержания не противоречило требованиям КоАП РФ.
Законность требований и действий должностных лиц полиции в судебном порядке проверена и сомнений не вызывает.
Никаких неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу Р.А.С. материалы дела не содержат.
Срок и порядок привлечения Р.А.С. к административной ответственности судьей районного суда не нарушен.
Административные санкции сопровождались полноценным, независимым и беспристрастным судебным разбирательством, а судебное постановление является мотивированным.
Видеозапись вмененного правонарушения в предмет доказывания по ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ не входит.
Имеющиеся в материалах дела фотографии вмененное административное правонарушение подтверждают.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Р.А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч.1 ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, перечень которых является исчерпывающим (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей административного наказания, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, подлежащей применению.
Административное наказание в виде административного ареста назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом личности виновного, а также характера совершенного административного правонарушения, посягающего на порядок управления, и в пределах санкции ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Р.А.С. относится к лицам, указанным в части 2 ст.3.9 КоАП РФ. Данных о наличии у Р.А.С. заболеваний, указанных в Постановлении Правительства РФ от 12 декабря 2014 года N 1358 "Об утверждении Перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста", суду не представлено.
Суд первой инстанции, решая вопрос о назначении Р.А.С. административного наказания, учел все юридически значимые обстоятельства, конкретные обстоятельства дела, на этом основании придя к обоснованному выводу о том, что назначение более мягкого вида наказания, чем административный арест, не будет отвечать целям и задачам законодательства об административных правонарушениях, с чем суд, рассматривающий жалобу, соглашается.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного постановления, по делу не допущено.
Оснований для удовлетворения жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда Москвы от 25 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Р.А.С. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Моргасов М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.