Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе генерального директора ООО "ТК "Курскавтотранс" фио на постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по адрес Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N 461335, на решение главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года, на решение судьи Савеловского районного суда адрес от 15 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по адрес Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N 461335 ООО "ТК "Курскавтотранс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
Решением главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
Не согласившись с такими актами должностных лиц административного органа, законный представитель общества подал на них жалобу в Ленинский районный суд адрес, определением судьи которого от 03 февраля 2021 года указанная жалоба с иными материалами на рассмотрение по территориальной подсудности направлена в Савеловский районный суд адрес, решением судьи которого оспариваемые постановление и решение должностных лиц Юго-Западного МУГАДН ЦФО оставлены без изменения, жалоба заявителя - без удовлетворения.
В настоящее время в Московский городской суд состоявшиеся по делу постановления и решения должностных лиц административного органа и судьи районного суда обжалует законный представитель общества по доводам поданной жалобы, согласно которым, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не дана надлежащая правовая оценка позиции стороны защиты, представленным в обоснование своей позиции доказательствам, нарушены требования ст.ст.24.1, 26.1, 26.11 КоАП РФ; выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "ТК "Курскавтотранс", будучи извещенным о времени и месте слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, явку защитника общества не обеспечил, в связи с чем, с учетом положений ст.25.4 КоАП РФ, препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие не имеется.
Административная ответственность по ст.9.13 КоАП РФ предусмотрена за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сумма прописью.
В ст.ст.2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом, средствами связи и информации и возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Исходя из положений ст. 16 того же Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных этим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.3 ст.33 вышеназванного Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.
Согласно п.п.8, 10 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этой необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01 декабря 2015 года N347, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, владельцы объектов и перевозчики в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг проводят обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг, по результатам указанного обследования составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг; при оценке доступности транспортного средства и предоставляемых услуг паспорт должен содержать следующие разделы: а) краткая характеристика модели транспортного средства и предоставляемых услуг, б) оценка соответствия уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов модели транспортного средства и имеющихся недостатков в обеспечении условий доступности для пассажиров из числа инвалидов модели транспортного средства, в) предлагаемые решения по срокам и объемам работ, необходимые для приведения модели транспортного средства в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, каждое эксплуатируемое транспортное средство паспортизации не подлежит.
На основании п.11 указанного Порядка, для проведения обследования уполномоченное должностное лицо перевозчика, владельца объекта создает комиссию по проведению обследования транспортных средств, объектов и предоставляемых услуг, утверждает ее состав, план-график проведения обследования, а также организует работу Комиссии с учетом положений абзаца третьего статьи 33 Федерального закона N181-ФЗ, в случае, если перевозчиком является индивидуальный предприниматель, обследование транспортных средств и предоставляемых услуг проводится перевозчиком с привлечением одного из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 11.00 час. 07 августа 2020 года по адресу: адрес, в ходе проведения на основании распоряжения заместителя начальника Управления - начальника территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по адрес Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 09 июля 2020 года N20-030-ГК внеплановой выездной документарной проверки, 09 июля 2020 года согласованной с первым заместителем прокурора адрес, соблюдения требований законодательства по перевозочной деятельности перевозчиком пассажиров ООО "ТК "Курскавтотранс" должностными лицами административного органа выявлено, что в нарушение требований ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.8 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этой необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01 декабря 2015 года N347, действующего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, транспортная компания не соблюдает требования к проведению обследования в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг, по результатам которого составляются паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг, документы, подтверждающие проведение обследования не представлены, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.9.13 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ТК "Курскавтотранс" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, мотивированным представлением о назначении и проведении выездной внеплановой проверки в отношении перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; распоряжением заместителя начальника Управления - начальника территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по адрес Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 09 июля 2020 года N20-030-ГК о проведении внеплановой выездной документарной проверки перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; решением первого заместителя прокурора адрес от 09 июля 2020 года о согласовании проведения выездной внеплановой проверки перевозчика пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс"; актом проверки от 07 августа 2020 года N20052, в котором зафиксированы выявленные нарушения перевозчиком пассажиров и багажа ООО "ТК "Курскавтотранс" транспортного законодательства; письменными объяснениями генерального директора общества фио; протоколом об административном правонарушении от 20 августа 2020 года в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс", в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, указаны нормы Закона и правового нормативного акта, нарушение которых вменяется обществу, при этом, права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии защитника общества по доверенности фио, который с протоколом ознакомлен, с ним не согласился, копию протокола получил на руки, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, ему разъяснены, о чем имеются его собственноручные подписи, все сведения, указанные в ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данные доказательства оформлены должностными лицами Юго-Западного МУГАДН ЦФО в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем правомерно судьей районного суда положены в основу выводов о доказанности вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица во вменяемом правонарушении.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
В рамках рассматриваемого дела об административном правонарушении основанием для проведения выездной внеплановой документарной проверки послужили неоднократные обращения в Управление Юго-Западного МУГАДН ЦФО Управления государственного автомобильного и дорожного надзора ФСНСТ (исх.N3.1.14-1091 от 17.06.2020. исх.3.1.14-1143 от 25.06.2020), прокуратуры адрес (исх.N7-р-2020 от 02.07.2020), ИП фио, ИП фио (исх.N3.1.14-1167 от 29.06.2020) на нарушения перевозчиком ООО "ТК "Курскавтотранс" транспортного законодательства, влекущие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, с целью выявления и пресечения нарушений обязательных требований в сфере перевозок пассажиров.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 КоАП РФ, заключается в уклонении должностного или юридического лица, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.
Установив, что ООО "ТК "Курскавтотранс", являясь перевозчиком - лицом, непосредственно организующим и осуществляющим перевозки пассажиров транспортными средствами, взявшим на себя обязанности, в том числе по обеспечению условий доступности для пассажиров из числа инвалидов на объекты транспортной инфраструктуры, в рамках рассматриваемого дела уклонилось от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, должностные лица административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях данного юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Отклоняя доводы автора жалобы об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения по указанной норме, судья районного суда правильно указала на то, что факт предоставления требуемого Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" паспорта доступности транспортных средств после проведения проверки и составления протокола об административном правонарушении не свидетельствует об отсутствии в действиях названной транспортной компании вменяемого административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих, что ООО "ТК "Курскавтотранс" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ссылок на такие доказательств также не содержат и доводы поданной жалобы, при этом, возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о его вине.
Порядок рассмотрения 08 декабря 2020 года вышестоящим должностным лицом административного органа поданных законным представителем общества жалобы на постановление от 11 сентября 2020 года N 461335, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
В силу положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, посягающего на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования транспортного законодательства, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения транспортной компании от административной ответственности не имеется.
Проверив собранные доказательства и дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностные лица административного органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела, обоснованно пришли к выводу о доказанности вины общества в нарушении требований транспортного законодательства и в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ.
Доводы поданной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемых актов, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены оспариваемых актов.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судьи районного суда о наличии события указанного административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст.9.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, степени общественной опасности, отвечает принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, соответствует признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Оснований для признания назначенного административного наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не имеется.
Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на общество административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение его прав.
При этом, законный представитель общества, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с письменным заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания в порядке, предусмотренном ст. 31.5 КоАП РФ.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дела соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностных лиц административного органа и судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по адрес Юго-Западного МУГАДН ЦФО от 11 сентября 2020 года N 461335, решение главного государственного инспектора Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Ространснадзора от 08 декабря 2020 года, решение судьи Савеловского районного суда адрес от 15 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ООО "ТК "Курскавтотранс" оставить без изменения, жалобу генерального директора фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.