Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ПАО "Сбербанк" ФИО на постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 10 декабря 2021 г., которым ПАО "Сбербанк" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
30 сентября 2021 г. начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Новосибирской области ФИО в отношении ПАО "Сбербанк" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Гагаринский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, защитник ПАО "Сбербанк" ФИО просит об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу. В обоснования жалобы указал на то, что к полномочиям должностных лиц УФССП России не относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ, в связи с чем должностное лицо службы судебных приставов не вправе было истребовать указанные в определении сведения и документы, содержащие банковскую тайну.
Законный представитель ПАО "Сбербанк", защитник ПАО "Сбербанк" ФИО в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы по делу, о причинах своей неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 26 августа 2021 г. начальником отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Новосибирской области ФИО на основании обращения ФИО возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ по факту поступающих ФИО телефонных звонков, смс-сообщений, нарушающих требования законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении возврата просроченной задолженности.
В ходе административного расследования определением начальника отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности УФССП России по Новосибирской области ФИО от 26 августа 2021 г. N 54922/21/143157 у ПАО "Сбербанк" истребованы необходимые для разрешения дела сведения. Копия определения поступила ПАО "Сбербанк" 26 августа 2021 г.
Определением вышеуказанного должностного лица от 27 августа 2021г. удовлетворено ходатайство ПАО "Сбербанк" от 27 августа 2021 г. о продлении срока исполнения требований до 08 сентября 2021 г.
Однако, в установленный срок истребуемые документы, сведения ПАО "Сбербанк" в административный орган представлены не в полном объеме. Указанные в пп. 1.3.1, 1.3.2, 1.7, 1.8, 1.10 определения документы и сведения ПАО "Сбербанк" не представлены в распоряжение должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. А именно ПАО "Сбербанк" не представил в распоряжение должностного лица следующие истребуемые сведения:
- копии документов, регламентирующих порядок и условия взаимодействия ПОА "Сбербанк" с заемщиками и (или) лицами, предоставившими обеспечение договора потребительского кредита (займа), при совершении действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, возникшей по договору потребительского займа (при наличии);
- сведения о телефонных переговорах в форме таблицы, осуществленных ПАО "Сбербанк" в целях возврата задолженности, возникшей по договорам, в том числе по номеру телефона ФИО (89059507331, 89538025011), за период с даты заключения договоров по дату исполнения настоящего определения, с обязательным указанием: даты и времени по месту нахождения работника ПАО "Сбербанк", инициировавшего переговоры; места нахождения работника ПАО "Сбербанк", инициировавшего переговоры (регион, населенный пункт); ФИО, должность, паспортные данные работника ПАО "Сбербанк", проводившего телефонные переговоры; номер телефона ПАО "Сбербанк", с которого были осуществлены переговоры; номер телефона, по которому были осуществлены переговоры (мобильный/домашний/рабочий); длительность телефонных переговоров;
- копии писем, поступивших в ПАО "Сбербанк" от ФИО, а также копии писем, врученных либо направленных ПАО "Сбербанк" в адрес ФИО по всем каналам связи (в том числе уведомления об уступке прав требования, претензии, прочие письма, направленные в досудебном порядке и т.д.);
- письменные объяснения по факту совершения действий в отношении ФИО, а также иных третьих лиц, направленных на возврат задолженности, возникшей по договорам;
- сведения об использовании ПАО "Сбербанк" альфанумерического имени в телефонных переговорах, смс-сообщениях, интернет пространстве и т.д.
Действия ПАО "Сбербанк" квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ПАО "Сбербанк" подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; копией определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26 августа 2022 г.; копией определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 26 августа 2021 г.; определением от 27 августа 2021 г. о продлении срока исполнения требований; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАО "Сбербанк"; жалобой ФИО с приложением к ней; ответом ПАО "Сбербанк" от 08 сентября 2021 г. и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для вывода о наличии в действиях ПАО "Сбербанк" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Всем доказательствам по делу судьей районного суда дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Указанные состав административного правонарушения является формальным, в связи с чем, ответственность за невыполнение гражданином, должностным лицом или юридическим лицом законных требований уполномоченных должностных лиц наступает независимо от последствий их бездействия.
В силу ст. 26.10 КоАП РФ орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме орган, должностное лицо, вынесших определение.
В соответствии с пп. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316 (далее - Положение), ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право запрашивать и безвозмездно получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Пунктом 1 Положения Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
По настоящему делу установлено, что в УФССП России по Новосибирской области поступила жалоба ФИО по фактам нарушения в отношении него ПАО "Сбербанк" требований норм Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". В обращении ФИО указано на неправомерные действия сотрудников ПАО "Сбербанк", направленные на возврат просроченной задолженности.
По факту обстоятельств, изложенным ФИО в жалобе и представленных им сведений детализации звонков, должностным лицом УФССП России по Новосибирской области 26 августа 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования.
С целью выяснения обстоятельств данного дела об административном правонарушении должностным лицом УФССП России по Новосибирской области на основании ст. 26.10 КоАП РФ определением от 26 августа 2021 г. истребованы необходимые сведения у ПАО "Сбербанк".
Таким образом, требование судебного пристава в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.57 КоАП РФ, о предоставлении вышеуказанных сведений является законным.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО "Сбербанк" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно исполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ПАО "Сбербанк" имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований обществом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии в действиях ПАО "Сбербанк" вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Несогласие заявителей с данной судом первой инстанции квалификацией действий ПАО "Сбербанк" основано на субъективном толковании правовых норм и не могут быть признаны обоснованными.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. назначено ПАО "Сбербанк" судьей в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3. 5 и ст. 4.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения ПАО "Сбербанк" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Гагаринского районного суда города Москвы от 10 декабря 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ПАО "Сбербанк" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.