Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ФГБОУ ВО МГЛУ ФИО на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка "Лосиный остров" ФИО от 19 августа 2021 г. N ОЗ-Я160721-1, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка "Лосиный остров" ФИО от 19 августа 2021 г. N ОЗ-Я160721-1, оставленным без изменения решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 г, ФГБОУ ВО МГЛУ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Московский городской суд, защитник ФГБОУ ВО МГЛУ ФИО просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы ссылается на то, что в действиях ФГБОУ ВО МГЛУ отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку ФГБОУ ВО МГЛУ не обязано согласовывать свою деятельность с Минприроды России.
Защитник ФГБОУ ВО МГЛУ ФИО в судебном заседании доводы жалобы поддержал. Дополнительно указал на чрезмерную суровость назначенного ФГБОУ ВО МГЛУ административного наказания.
Исследовав материалы дела, выслушав защитника ФИО, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, 16 июля 2021 г. на основании приказа ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 17 мая 2021 г. N 48 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФИО проведена проверка и обследование территории охранной зоны Национального парка "Лосиный остров" по адресу: г. Москва, Ростокинский проезд, д. 13 "А".
По результатам осмотра (обследование) территории выявлено, что ФГБОУ ВО МГЛУ, являясь хозяйствующим субъектом, в нарушение требований ч. 4 ст. 15 названного выше Федерального закона осуществляет социально-экономическую деятельность в охранной зоне территории национального парка "Лосиный остров" без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
Действия ФГБОУ ВО МГЛУ квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства и вина ГАУК г. Москвы "ПКиО "Сокольники" в совершении вмененного административного правонарушения объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: копией приказа ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" от 17 мая 2021 г. N 48; актом проверки от 16 июля 2021 г. с фототаблицами, выкопировкой карт к нему; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГБОУ ВО МГЛУ ; определением о возбуждении дела и проведении административного расследования; протоколом об административном правонарушении и иными доказательствами.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с оценкой указанных доказательств не имеется.
Не влечет отмену обжалуемых постановлений утверждение заявителя о том, что для осуществление деятельности на указанном земельном участке ФГБОУ ВО МГЛУ не требуется согласования социально-экономической деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, ФГБОУ ВО МГЛУ, являясь хозяйствующим субъектом, осуществляет социально-экономическую деятельность на земельном участке по вышеуказанному адресу, находящимся в охранной зоне территории Национального парка "Лосиный остров".
С учетом изложенного, в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ГАУК г. Москвы ФГБОУ ВО МГЛУ обязано было согласовать такую деятельность с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГБОУ ВО МГЛУ приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно: о принятии мер по согласованию социально-экономической деятельности на территории Национального парка "Лосиный остров" с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
При этом, сам факт ведения ФГБОУ ВО МГЛУ социально-экономической деятельности в охранной зоне территории ФГБУ "Национального парка "Лосинный остров", заявителем в доводах настоящей жалобы не оспаривается, как и не отрицался в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
С учетом изложенного, судья пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ФГБОУ ВО МГЛУ состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФГБОУ ВО МГЛУ имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ФГБОУ ВО МГЛУ.
При таких обстоятельствах, действия ФГБОУ ВО МГЛУ по ст. 8.39 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Иные доводы жалобы являлись предметом проверки судом нижестоящей инстанции, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о невиновности ФГБОУ ВО МГЛУ в совершении административного правонарушения. Доводы заявителя обосновано и мотивированно отклонены судьей.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых постановлений, по делу не имеется.
Вместе с тем, имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного ФГБОУ ВО МГЛУ административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Санкция ст. 8.39 КоАП РФ является относительно определенной и предусматривает за совершение данного административного правонарушения административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из анализа вышеприведенных положений следует, что при избрании меры ответственности в каждом конкретном случае должностное лицо, судья должны исходить из того, что целью наказания является пресечение выявленного правонарушения и предупреждение совершения новых правонарушений. При этом наказание не должно быть чрезмерно суровым и должно быть соотнесено с характером совершенного административного правонарушения, имущественным положением лица, обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и обстоятельствами, отягчающими административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Из постановления следует, что при назначении ФГБОУ ВО МГЛУ административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. должностное лицо учло обстоятельства и характер совершенного правонарушения, однако не учел отсутствие отягчающих вину обстоятельств, а также то, что ФГБОУ ВО МГЛУ ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения и является государственной, социально-ориентированной, образовательной организацией.
При таких обстоятельствах, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, назначение ФГБОУ ВО МГЛУ административного наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб. является чрезмерно суровым, несоразмерно предусмотренным в ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено указанное постановление.
На основании изложенного выше, обжалуемые постановления по делу об административном правонарушении в отношении ФГБОУ ВО МГЛУ по ст. 8.39 КоАП РФ подлежат изменению в части назначенного ФГБОУ ВО МГЛУ административного наказания.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка "Лосиный остров" ФИО от 19 августа 2021 г. N ОЗ-Я160721-1, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 г. по делу об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ в отношении ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет", изменить, заменив назначенное ФГБОУ ВО "Московский государственный лингвистический университет" административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб. на предупреждение.
В остальной части постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Национального парка "Лосиный остров" ФИО от 19 августа 2021 г. N ОЗ-Я160721-1, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 г. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.