Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного бюджетного образовательного Учреждения высшего образования "Московский государственный лингвистический университет" ** П.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" *** А.В. N ОЗ-Я160721 от 19 августа 2021 года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного Учреждения высшего образования "Московский государственный лингвистический университет",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" *** А.В. N ОЗ-Я160721 от 19 августа 2021 года Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего образования "Московский государственный лингвистический университет" (ФГБОУ ВО "МГЛУ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250.000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением Преображенского районного суда г. Москвы указанное постановление оставлено без изменения.
С указанным решением не согласился защитник ФГБОУ ВО "МГЛУ" ** П.Н...
В жалобе, поданной в Московский городской суд, ** П.Н. просит постановление должностного лица, а также решение судьи районного суда отменить по доводам, изложенным в жалобе, согласно которым вина ФГБОУ ВО "МГЛУ" не доказана, поскольку отсутствуют сведения о нахождении ФГБОУ ВО "МГЛУ" на особо охраняемой природной территории.
Законный ФГБОУ ВО "МГЛУ" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён, о причинах неявки суду не сообщил, направил в суд защитника *** П.Н, который доводы жалобы поддержал, пояснив также, что в настоящее время меры по устранению правонарушения приняты, работы по ликвидации отходов проведены.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления и решения должностных лиц и решения судьи.
Согласно п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (все нормы в решении приведены в редакции, действовавшей на момент событий, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).
Исходя из ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч.1 ст. 51 названного Федерального закона, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 52 указанного Федерального закона, в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
По смыслу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Частью 2 статьи 59 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной. Согласно ч. 1 ст. 95 Земельного Кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.п. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с пп. "а" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года N2047, в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
Пункт 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утверждённых приказом Минприроды России от 16.07.2007 N 181 гласит, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Национальный парк "Лосиный остров" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" отнесён к особо охраняемой природной территории федерального назначения и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
В силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.05.1995 N 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Частью 3 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе.
Как следует из материалов дела, 16 июля 2021 года на основании утвержденного ежегодного плана проведения проверок на 2021 год, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ, приказа о проведении плановой, документарной выездной проверки юридического лица N48 от 17 мая 2021 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" проведена плановая, документарная выездная проверка в отношении ФГБОУ ВО "МГЛУ" на земельном участке с кадастровым номером: ** по адресу: г. Москва, **, находящемся в границах национального парка "Лосиный остров", в ходе которой были выявлены нарушения пп. "а" п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09 декабря 2020 года N2047, допущенные ФГБОУ ВО "МГЛУ", выразившиеся в загрязнении территории отходами производства и потребления путем складирования на указанном земельном участке, переработанного угля, остатков угольного шлака.
Вина ФГБОУ ВО "МГЛУ" подтверждается: протоколом об административном правонарушении N03-Я 160721 от 30 июля 2021 года, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, надлежащим должностным лицом; приказом о проведении плановой, документарной, выездной проверки от 17 мая 2021 года N48; уведомлением о проведении проверки; актом проверки NОЭ-Я от 16 июля 2021 года; фототаблицей (приложением к акту проверки); выкопировкой; сведениями Публичной кадастровой карты; выпиской из ЕГРН; выпиской из ЕГРЮЛ и другими правоустанавливающими документами Учреждения; показаниями допрошенной в судебном заседании заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" ** А.В.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьёй районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Доказательства оценены судьёй по правилам ст. 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Действия ФГБОУ ВО "МГЛУ" правильно квалифицированы ч. 3 по ст. 8.31 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБОУ ВО "МГЛУ" имелась возможность для соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях, за нарушение которого ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но ею не были приняты все зависящие от неё меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что у ФГБОУ ВО "МГЛУ" отсутствовали сведения о том, что место обнаружения переработанного угля и остатков угольного шлака относится к землям национальных парков и особо охраняемых природных территорий, были предметом проверки суда нижестоящей инстанции. Судья районного суда правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения о законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении.
Так, судья указал в обжалуемом решение на то, что Границы национального парка и его охранной зоны установлены решением исполкомов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 04 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 г. N 2130- 1344, постановлением Совета Министров СССР от 21 августа 1989 г. N 703, постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1989 г. N 295 и совместным постановлением Правительства Москвы и администрации Московской области от 29 апреля 1992 г. N 235-113 границы национального парка "Лосиный остров" уточнены.
Описание границ Национального парка и его охранной зоны и схема функционального зонирования национального парка, являющаяся приложением к Положению о национальном парке "Лосиный остров", утверждены Приказом Минприроды России N82 и находятся в свободном доступе.
Таким образом, не знать, что указанное место находится в границах Национального парка ФГБОУ ВО "МГЛУ" не могло.
Выводы судьи в этой части сомнений не вызывают и оснований для их пересмотра, о чем заявитель просит в настоящей жалобе, нет.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, а также в решении судьи при рассмотрении жалобы.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица и судьи районного суда о виновности ФГБОУ ВО "МГЛУ" в совершении вмененного ему правонарушения, в поданной жалобе не приведено, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судом первой инстанции и не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов должностного лица административного органа и судьи районного суда.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с решением суда, не является основанием к отмене оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи, постановленных с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенные ФГБОУ ВО "МГЛУ" вид и размер наказания соответствуют характеру совершённого правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. назначено ФГБОУ ВО "МГЛУ" в пределах санкции, предусмотренной ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение решения судьи и постановления должностного лица, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка "Лосиный остров" ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" ** А.В. N ОЗ-Я160721 от 19 августа 2021 года, решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного Учреждения высшего образования "Московский государственный лингвистический университет" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.