Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Вяткина Д.А. в интересах ООО "Агроторг" на постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Агроторг",
УСТАНОВИЛ:
23 апреля 2021 года ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в адрес в отношении ООО "Агроторг" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Постановлением судьи Перовского районного суда Москвы от 24 августа 2021 года ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В настоящей жалобе защитник Общества, выражая несогласие с постановлением судьи районного суда, просит об его отмене и прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ООО "Агроторг". В обоснование доводов жалобы указал на то, что постановление вынесено с нарушением территориальной подсудности, вина Общества во вмененном административном правонарушении не установлена и не подтверждена материалами дела.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель ООО "Агроторг" и защитник Вяткин Д.А. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес фио в судебном заседании просила отказать в заявленных требованиях.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес в адрес фио, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на адрес в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации определено: обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Полномочия Мэра Москвы определены Уставом адрес, утвержденным Московской городской Думой 28 июня 1995 года (далее - Устав).
При этом, пунктом 3 статьи 41 Устава определено, что в случаях, угрожающих безопасности и здоровью жителей адрес, нормального функционированию систем жизнеобеспечению адрес, поддержанию правопорядка, Мэр Москвы вправе принимать необходимые меры по предупреждению экстремальных обстоятельств или ликвидации их последствий с последующим незамедлительным уведомлением тех органов государственной власти, в компетенцию которых входит решение данных вопросов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" указом Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ (с изменениями и дополнениями), по основаниям Предписания главного государственного санитарного врача адрес от 29 марта 2020 года N 1П "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических, профилактических мероприятий", на территории адрес введен режим повышенной готовности.
Обязанность физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, закреплена в статье 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарные правила - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 указанного Закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с ч. 3 ст. 29 указанного Закона, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Как следует из обжалуемого постановления, привлекая ООО "Агроторг" к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, судья районного суда установил, что 12 апреля 2021 г..с 13 час. 30 мин. по 14 час. 30 мин, при проведении осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов в отношении ООО "Агроторг" по адресу: адрес, на основании письма Управления Роспотребнадзора по адрес (N 77-00-04-/644/2021 от 02.04.2021 г..), о проведении мониторинговых проверок предприятий торговли по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий), в рамках контроля за исполнением СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"; требований Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" и ранее выданного "16" марта 2020 г..юридическому лицу ООО "Агроторг" предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которым ООО "Агроторг", в связи с угрозой распространения на территории адрес новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (COVID-2019), представляющей опасность для окружающих, предписано усилить дезинфекционный режим на объектах торговли, в том числе проводить обеззараживание воздуха в помещениях, проводить дезинфекцию помещений и оборудования, а также обеспечить наличие и использование сотрудниками средствами индивидуальной защиты (маски) и кожными антисептиками и др, в магазине "Пятерочка" ООО "Агроторг" при осуществлении деятельности по реализации продовольственных товаров юридическим лицом допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также невыполнение в установленный срок выданного в период ограничительных мероприятий законного предписания (постановления) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий:
- в магазине "Пятерочка" ООО "Агроторг" не выполняется предписание (б/н от 16.03.2020 г.) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которым ООО "Агроторг" в связи с угрозой распространения на территории адрес новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (COVID-2019), было предписано усилить дезинфекционный режим на предприятиях продовольственной торговли (в магазинах "Пятерочка"), в том числе проводить обеззараживание воздуха в помещениях, проводить дезинфекцию помещений, оборудования, контактных поверхностей, проводить очистку и дезинфекцию систем вентиляции и кондиционирования воздуха (не реже 1 раз в месяц), соблюдать кратность проведения ежедневной уборки с применением дезинфицирующих средств помещений, оборудования, кассовых аппаратов и др. а именно:
- уборочный инвентарь не промаркирован в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ - нарушение п. 10.6 СП 2.3.6.3668 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию" (далее - СП 2.3.6.3668 - 20);
- не соблюдается кратность проведения ежедневной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств, не проводится обработка контактных поверхностей, кассовой зоны, кассовой ленты, отсутствуют рабочие дезинфицирующие растворы, несвоевременно обрабатываются покупательские корзины и тележки (наличие на внутренней поверхности грязи, мусора) - нарушение п. 1.5 предписания (б/н от 16.03.2020 г.) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - предписание), п.п. 10.4, 10.5 СП 2.3.6.3668-20; п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - (далее - СП 3.1.3597-20);
- несоблюдение правил личной гигиены персонала: в помещении приема пищи, сан. узлах в зоне раковины для мытья рук, отсутствуют одноразовые полотенца или устройства для сушки рук- нарушение п. 1.1 предписания; п.п. 4.4 СП 3.1.3597-20; п. 11.2 СП 2.3.6.3668-20;
- не созданы условия для соблюдения посетителями социальной дистанции не менее 1, 5 м.: в торговом зале магазина, частично стерлась сигнальная разметка - нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20;
- в торговом зале магазина один сотрудник работал без маски - нарушение п. 1.2 предписания, п. 4.4 СП 3.1.3597-20, что создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований свидетельствуют о не принятых со стороны ООО "Агроторг" мерах, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV (COVID-19), не обеспечивают безопасность для здоровья человека (обслуживаемых покупателей), сотрудников магазина выполняемых работ и оказываемых услуг, способствуют возможности распространения инфекционных заболеваний, в т.ч. новой коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV (COVID-19), что является нарушением: ст. ст. 11, 29 (ч.1 и ч.3), 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19; п.п. 1.2, 1.5 предписания (б/н от 16.03.2020г.) о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; п.п. 10.4, 10.5, 10.6 СП 2.3.6.3668 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию"; п.п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Действия ООО "Агроторг" квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства судья районного суда счел подтвержденным следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра, фото и видеоматериалом и иными материалами дела
Между тем, с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, и наличие у него вины в его совершении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Обязанность доказывания наличия этих обстоятельств возложена, в том числе, на судью, вынесшего постановление.
При невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте выявления административного правонарушения применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, перечисленные в статье 27.1 КоАП РФ.
К таким мерам относится осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ предусмотрено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Таким образом, положениями ст. 27.8 КоАП РФ предусмотрены специальные процессуальные требования к оформлению протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, которые установлены в целях исключения злоупотребления должностными лицами административного органа своими полномочиями, При осмотре в суде второй инстанции видеозаписи, приобщённой к протоколу осмотра от 12 апреля 2021 года, установлено, что на ней зафиксирована только пустая продуктовая корзина, иные нарушения, указанные в протоколе осмотра, на видеозаписи отсутствует, при этом на видео не зафиксированы работники магазина, не зафиксирован факт доведения информации до представителей магазина о проведении мониторинговых проверок предприятий торговли по вопросу соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.
Между тем, вышеизложенное указывает на то, что протокол осмотра помещений ООО "Агроторг" составлен с нарушением требований ст. 27.8 КоАП РФ и следовательно, в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ является недопустимым доказательством по данному делу об административном правонарушении.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Принимая во внимание данные обстоятельства, прихожу к выводу, что административным органом нарушены требования ст. 27.8 КоАП РФ, установленные законом порядок проведения осмотра, принадлежащих предпринимателю помещений и находящихся там вещей не соблюдены. Указанные нарушения имеют существенный и неустранимый характер.
При указанных обстоятельствах, материалы дела в отношении ООО "Агроторг" подлежали возврату в административный орган, вместе с тем, судом первой инстанции требования ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ выполнены не были.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Агроторг", подлежит отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 24 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении ООО "Агроторг", отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.