Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Лобановой Н.В, судей Калашниковой А.В, Роговой И.В, при секретаре Торцевой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садриева Сергея Сабирзяновича на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Финансовый альянс".
Заслушав доклад судьи Калашниковой А.В, судебная коллегия
установила:
Центральный Банк Российской Федерации в лице отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в суд с административным исковым заявлением о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Финансовый альянс", возложении обязанности на учредителей кооператива осуществить процедуру ликвидации.
В обоснование требований указано, что кредитный потребительский кооператив "Финансовый альянс"" является действующим юридическим лицом, однако в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" не является членом ни одной из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы. Кроме того, в Едином государственном реестре юридических лиц вопреки требованиям закона отсутствуют сведения об учредителях кооператива. Неоднократные запросы и предписания Банка России кооперативом не исполнены, отчетность не предоставляется, что явилось основанием для привлечения кооператива к административной ответственности.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 апреля 2022 года административный иск удовлетворен.
С этим судебным постановлением не согласился административный ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Указывает, что требование Банка России о ликвидации кооператива является несоразмерным характеру допущенных кооперативом нарушений. Обязанность по вступлению в саморегулирующую организацию была исполнена кооперативом после вынесения судом решения. Обращает внимание на то, что существенные нарушения законодательства, указанные в предписаниях Банка России, в настоящее время устранены, нарушений при формировании отчетности впредь не допускается, период, в течение которого выявлялись нарушения, был незначительным. Круг учредителей кооператива возможно определить на основании иных документов, а не только из сведений, имеющихся в Едином реестре юридических лиц, в связи с чем отсутствие таких сведений в реестре не является основанием для ликвидации кооператива.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав Садриева С.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Плешакова Д.В, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
Так, Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации потребительского кооператива (статья 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", пункт 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" государственное регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.
Согласно подпунктам 2, 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.
Наличие саморегулируемых организаций (приобретение соответствующего статуса), объединяющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность кредитных потребительских кооперативов, предусмотрено подпунктом 13 части 1 статьи 3 названного закона.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитным кооперативам, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, предписано вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, либо днем создания кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).
В силу части 5 статьи 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" до вступления в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (пайщиков).
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный кооператив может быть создан не менее чем 15 физическими лицами или 5 юридическими лицами. Кредитный кооператив, членами которого являются физические и юридические лица, может быть создан не менее чем 7 указанными лицами.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" установлено, что в случае, если в течение шести месяцев количество членов кредитного кооператива (пайщиков) меньше минимального количества, установленного частью 2 статьи 7 указанного Закона, кредитный кооператив должен принять решение о ликвидации и ликвидироваться в предусмотренном Законом о кредитной кооперации порядке. В случае невыполнения данного требования кредитным кооперативом его ликвидация осуществляется по решению суда.
В соответствии с положениями пункта "д" части 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения об учредителях (участниках) юридического лица подлежат отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
По смыслу указанной правовой нормы единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, кредитный потребительский кооператив "Финансовый альянс", основной государственный регистрационный номер - 1192901008970, зарегистрирован Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Архангельску 28 октября 2019 года.
В Едином государственном реестре юридических лиц сведения об учредителях кооператива отсутствуют, лицом, имеющим право действовать от имени кооператива без доверенности, указан председатель правления Садриев С.С.
На основании представленных в материалы дела дополнительных доказательств судом установлены учредители кооператива - Садриев С.С, Мамонова А.А, Бубновская А.В, общество с ограниченной ответственностью "Северный Альянс", общество с ограниченной ответственностью "СтройАльянс" (протокол от ДД.ММ.ГГГГ N).
31 декабря 2020 года прекращено членство кооператива в саморегулируемой организации кредитных потребительских кооперативов "Кооперативные финансы" в связи с несоблюдением членом саморегулируемой организации требований базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации.
По состоянию на дату поступления административного искового заявления в суд, а также рассмотрения административного дела по существу судом первой инстанции кооператив не являлся членом ни одной из существующих саморегулируемых организаций кредитных потребительских кооперативов Российской Федерации.
Сведения об учредителях кооператива в Единый государственный реестр юридических лиц в установленном законом порядке также не внесены.
Кроме того, в адрес Банка России не представлены отчеты о деятельности кредитного потребительского кооператива за 2020 год.
Направленные в адрес кооператива предписания Банка России об устранении выявленных нарушений законодательства до поступления в суд административного искового заявления, рассмотрения дела по существу в полном объеме не устранены.
Удовлетворяя административный иск Банка России, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что кооперативом допущены неоднократные нарушения требований законодательства, в связи с чем имеются основания для ликвидации кооператива.
Суд первой инстанции исходил из того, что кредитным потребительским кооперативом "Финансовый альянс" не исполнена обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию в срок, установленный статьей 35 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", что является самостоятельным основанием для его ликвидации.
Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Представленные административным ответчиком протоколы общего собрания учредителей кооператива не являются допустимыми доказательствами устранения нарушений в части соблюдения установленного числа учредителей кооператива, поскольку данные сведения не внесены в государственный реестр юридических лиц в установленном законом порядке.
Доводы административного ответчика о том, что названный кооператив с 19 мая 2022 года является членом саморегулируемой организации, в связи с чем не может быть ликвидирован по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку как на момент обращения Банка России с административным иском в суд (26 мая 2021 года), так и на дату принятия судом решения (14 апреля 2022 года) кредитный потребительский кооператив "Финансовый альянс" не являлся членом ни одной из существующих саморегулируемых организаций.
Обстоятельства, не существовавшие на день принятия судом решения, не могут быть учтены при проверке его законности судом апелляционной инстанции.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на несоразмерность заявленных требований о ликвидации характеру допущенных нарушений является несостоятельной, поскольку неисполнение кооперативом требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", является грубым нарушением закона и служит основанием для удовлетворения заявленных требований о ликвидации, на что обоснованно указал суд.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы получили оценку в постановлении суда первой инстанции.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, оценка исследованных доказательств произведена в соответствии с требованиями процессуального закона, существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены вынесенного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садриева Сергея Сабирзяновича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем - в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 сентября 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.