Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В, судей: Шендрикова И.В. и Килярова М.Х, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 26 мая 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных старшим сержантом запаса Клочковым Виталием Викторовичем требований о признании незаконным бездействия начальника территориального отдела "Ставропольский" филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел филиала ФГАУ "Росжилкомплекс") и Министерства финансов Российской Федерации, выразившегося в непредоставлении административному истцу субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Килярова М.Х, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Бульсене М.В. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Клочков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, вкотором, с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие начальника отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс", выразившееся в непринятии решения о предоставлении ему с членами семьи жилищной субсидии и обязать должностное лицо рассмотреть вопрос о предоставлении ему данной субсидии, приняв решение о ее выплате в течение шести месяцев.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы указывает, что с 7 мая 2019 г. он с супругой и сыном признаны нуждающимися в жилом помещении с формой обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии. Однако до настоящего времени субсидия ему не предоставлена, чем создана угроза нарушения его права на жилище. Податель жалобы обращает внимание на то, что поданное им в отдел ФГАУ "Росжилкомплекс" письменное обращение от 19 ноября 2021 г. надлежащим образом не рассмотрено, поскольку в направленном ответе от 15 декабря 2021 г. N 194/175-ТО69/2903 ему не доведена полная информация о конкретных сроках обеспечения жилищной субсидией, движении очереди военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем. Механизм отслеживания данной очереди отсутствует, что ставит его в положение неопределенности относительно сроков реализации своих жилищных прав.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела Клочков В.В, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет, 17 апреля 2019 г. уволен с военной службы по истечении срока контракта и с 22 апреля 2019 г. исключен из списков личного состава воинской части.
Решением начальника отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 4 июля 2019 г. N 08/69 административный истец с составом семьи 3 человека (он, супруга и сын) с 7 мая 2019 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы - "адрес", форма обеспечения жильем - предоставление жилищной субсидии.
15 декабря 2021 г. врио начальником отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" в ответ на обращение Клочкова В.В. о выплате ему жилищной субсидии направлено письмо N 194/175-ТО69/2903, в котором последнему сообщено о том, что выделенные в 2021 году филиалу ФГАУ "Росжилкомплекс" лимиты бюджетных обязательств по перечислению жилищной субсидии позволяют предоставить денежные средства лицам, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем, и военнослужащим с датой принятия на жилищный учет до 30 сентября 2016 г. Одновременно административному истцу разъяснено, что вопрос о предоставлении ему жилищной субсидии будет рассмотрен согласно очередности по мере поступления бюджетных ассигнований, выделяемых для перечисления жилищной субсидии.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, предоставление жилищной субсидии является одной из форм обеспечения жильем военнослужащих.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами названного выше Федерального закона, так и нормами ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный законодательством Российской Федерации, в качестве одного из важнейших условий для предоставления жилья содержит положение о том, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 1 ст. 57 ЖК РФ).
Пунктом 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, установлено, что жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Анализ приведенных выше норм свидетельствует о том, что право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то есть в порядке очередности.
В возражениях на административное исковое заявление, исследованных в судебном заседании гарнизонным военным судом, представитель филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" указала, что по состоянию на 5 апреля 2022 г. на учете нуждающихся в жилых помещениях, состоит 239 человек, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, и 2351 человек с более ранней датой принятия на учет, чем Клочков В.В. Данному учреждению в целях предоставления военнослужащим жилищной субсидии в 2022 году были выделены денежные средства из расчета для перечисления жилищной субсидии лицам, имеющим право на внеочередное обеспечение жильем, и военнослужащим с датой принятия на жилищный учет до 25 ноября 2016 г. (т. 1 л.д.188).
При этом административный истец не относится к категории военнослужащих, которые в соответствии с федеральными законами подлежат обеспечению жилищной субсидией вне очереди.
Исходя из этого, суд первой инстанции пришел к верному выводу о правомерности обеспечения административного истца жилищной субсидией согласно очередности, что полностью соответствует принципу социальной справедливости, установленному Конституцией Российской Федерации и ЖК РФ.
С учетом изложенного гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу об отсутствии со стороны отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" бездействия, которое бы нарушало права административного истца, и необоснованности требований о возложении на должностное лицо обязанности рассмотреть вопрос и принять решение о выплате ему субсидии в течение шести месяцев.
Иной порядок, на применении которого фактически настаивает автор апелляционной жалобы, нарушает баланс прав и законных интересов лиц, имеющих аналогичную социальную гарантию, и противоречит закрепленному в части 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации принципу, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Исходя из вышеизложенного, отсутствие в письме врио начальником отдела филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" 15 декабря 2021 г. N 194/175-ТО69/2903 детализированных данных о состоянии очереди на получение жилищной субсидии и точной планируемой даты перечисления Клочкову В.В. жилищной субсидии, о бездействии административного ответчика не свидетельствует.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского гарнизонного военного суда от 26 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Клочкова Виталия Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 сентября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.