Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Железнова Павла Анатольевича на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года (N 2а-6938/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022 года (N 33а-3263/2022) по административному исковому заявлению Железнова Павла Анатольевича к МВД по Республике Коми, Российской Федерации в лице МВД России, МО МВД России "Сысольский" о взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Железнов П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 580 000 рублей, указав в обоснование, что в период с 23 июля 2020 года по 20 января 2021 года неоднократно содержался в ИВС МО МВД России "Сысольский", условия содержания в котором не соответствовали установленным требованиям: отсутствовало оградительное сооружение санузла, то есть не созданы условия приватности; отсутствовала приточно-вытяжная вентиляция; температурный режим не соответствовал нормативным требованиям (температура не превышала +8, +10 градусов).
К участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков Российская Федерация в лице МВД России, МО МВД России "Сысольский".
Определением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года административное исковое заявление Железнова П.А. к МВД по Республике Коми, Российской Федерации в лице МВД России, МО МВД России "Сысольский" о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания, в части требований об отсутствии в камерах NN 2, 3, 4 ИВС МО МВД России "Сысольский" оградительных сооружений санузла, оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что уже являлись предметом рассмотрения в ином деле.
По итогам рассмотрения административного искового заявления в остальной части решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Железнова П.А. к МВД по Республике Коми, Российской Федерации в лице МВД России, МО МВД России "Сысольский" о взыскании компенсации за нарушение условий содержания отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 27 мая 2022 года, Железнов П.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска, который просит удовлетворить.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Железнов П.А. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в период с 23 июля 2020 года по 20 января 2021 года, в указанный период неоднократно конвоировался в ИВС МО МВД России "Сысольский". Так, в соответствии с журналом учета лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Сысольский", N 2737 административный истец содержался в изоляторе временного содержания МО МВД России "Сысольский" в период с 10 августа 2020 года по 20 августа 2020 года в камере N 3, с 28 сентября 2020 года по 05 октября 2020 года в камере N 4, с 16 октября 2020 года по 23 октября 2020 года в камере N 2, с 28 октября 2020 года по 30 октября 2020 года в камере N 3, с 20 ноября 2020 года по 27 ноября 2020 года в камере N 3, с 8 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года в камере N 3, с 12 января 2021 года по 16 января 2021 года в камере N 3.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о том, что условия содержания Железнова П.А. в ИВС МО МВД России "Сысольский" в оспариваемые периоды соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем не усмотрел оснований для удовлетворения требований о присуждении компенсации, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении судом действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела.
Проверяя доводы административного иска о допущенных нарушениях и отклоняя их, суд первой инстанции принял во внимание объяснения административного ответчика, акты контрольного замера температуры окружающего воздуха в помещениях ИВС МО МВД России "Сысольский" от 7 декабря 2020 года, 9 января 2021 года, акты проверок санитарно-эпидемиологического состояния помещений в МО МВД России "Сысольский" от 26 октября 2020 года N 15, от 5 июля 2021 года N 14, проведенных ФКУЗ "МСЧ МВД России по Республике Коми", согласно которым температура окружающего воздуха в камерах NN 2, 3, 4 соответствовала нормативным требованиям; в камерах изолятора имеется приточно-вытяжная механическая вентиляция, кроме того, естественная вентиляция осуществляется через форточки окон и внутристенные каналы: сведений о нерабочем состоянии вентиляции в камерах не зафиксировано.
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статьи 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования закреплены в статье 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Железнова П.А. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 23 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.