Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Леонтьева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Богатырева В.С. на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года (N 2а-795/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года (N 33а-2125/2021) по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 4" Управления Федеральной службы исполнения наказания по Новгородской области к Богатыреву В.С. об установлении административного надзора.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 4" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области (далее также Учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Богатыреву В.С. об установлении административного надзора сроком на восемь лет и административных ограничений. В обоснование заявленных требований Учреждением указано, что Богатырев В.С. судим приговором Московского окружного военного суда от 8 ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 205.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) к наказанию в виде 5 лет лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием веб-сайтов, форумов, чатов и групп в социальных сетях на срок 3 года.
Решением Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года административное исковое заявление Учреждения удовлетворено. В отношении Богатырева В.С. установлен административный надзор сроком на восемь лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, исчисляемый со дня постановки в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Богатыреву В.С. установлены следующие административные ограничения: запрет пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства, в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью; запрет выезда за пределы "адрес" без разрешения органа внутренних дел, за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью; запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в указанных мероприятиях; обязательная явка четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрет пребывания в определенных местах, таких как: детские дошкольные учреждения, образовательные школы, ПТУ, подростковые клубы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года решение Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года изменено в части. Исключены из абзацев 4 и 5 резолютивной части решения слова "за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью"; исключен из резолютивной части решения абзац 6. В остальной части это же решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе на решение Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года, поступившей в суд первой инстанции 8 июня 2022 года, Богатырев В.С. ставит вопрос об изменении судебных актов путем уменьшения срока административного надзора и объема административных ограничений.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Из материалов административного дела следует, что Богатырев В.С. судим приговором Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по части 2 статьи 205.2 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет с лишением права заниматься деятельностью, связанной с администрированием веб-сайтов, форумов, чатов и групп в социальных сетях на срок 3 года.
Отбывает наказание Богатырев В.С. в Учреждении, откуда подлежит освобождению по отбытии срока наказания 20 марта 2022 года и убывает по адресу: "адрес".
Поскольку Богатырев В.С. согласно части 5 статьи 15 УК РФ имеет неснятую и непогашенную в установленном законом порядке судимость за совершение тяжкого преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.2 УК РФ, срок погашения судимости за которое, установленный пунктом "г" части 3 статьи 86 УК РФ, составляет восемь лет после отбытия наказания, суды пришли к верному выводу, что Богатырев В.С. является лицом, в отношении которого подлежит установлению административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Такой вывод основан на правильном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282.282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Глава 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федеральный закон N 64-ФЗ) устанавливают основания и порядок применения административного надзора, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
Согласно статье 1 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных названных Федеральным законом; административное ограничение - это временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с названным Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 названной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282.282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 указанного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ срок административного надзора в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 названного Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Согласно части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и виды административных ограничений.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (пункты 1 и 3 части 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ).
По смыслу закона выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Виды указанных в судебном постановлении административных ограничений предусмотрены частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и были определены судами первой и апелляционной инстанций с учетом как характеризующих личность административного ответчика сведений, так и обстоятельств совершенного им противоправного деяния.
При этом установление такого административного ограничения как периодическая явка в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в силу пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" является обязательным. Количество явок в месяц для регистрации, в соответствии с которыми поднадзорное лицо обязано являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации определено судом в установленных законом пределах и с учетом обстоятельств дела.
Выводы судебных инстанций являются верными, в неизмененной части решения суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года, в неизменной апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года части, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Богатырева В.С. - без удовлетворения.
Решение Валдайского районного суда Новгородской области от 12 октября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 1 декабря 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.