Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N 2а-1258/2021) по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний (далее-ФСИН России) на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 февраля 2022г. (N33а-372/2022) по административному исковому заявлению Смирнова Игоря Александровича к ФСИН России о признании действий (бездействия) незаконными.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Смирнов И.А. обратился в суд с административным иском, оспаривания действия (бездействия) ФСИН России по не рассмотрению его заявления о переводе для отбывания наказания в иное исправительное учреждение. Требования мотивированы необходимостью поддержания социально полезных связей с близкими и родственниками, проживающими в другом регионе и не имеющими возможности в силу материального положения и состояния здоровья посещать административного истца в Республике Карелия. Просил суд признать незаконным отказ в переводе его в исправительное учреждение по месту жительства его родственников и бездействие административного ответчика по указанному переводу, а также -обязать принять решение о переводе его в исправительное учреждение, расположенное в "данные изъяты".
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 февраля 2022г, административный иск Смирнова И.А. удовлетворен частично. Суд признал незаконным бездействие ФСИН России в переводе Смирнова И.А. в другое исправительное учреждение, обязал административного ответчика в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе Смирнова И.А. для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение "данные изъяты". В остальной части административного иска отказал.
В кассационной жалобе ФСИН России просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на недоказанность факта нарушений федеральным органом требований закона, прав и интересов административного истца; полагает, что оспариваемые судебные акты основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, судами неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отказа в переводе административного истца в исправительное учреждение "данные изъяты" либо иных обстоятельств, препятствующих этому, установлено не было, доказательств принятия мер, в том числе по направлению запросов по месту жительства родственников, о переводе суду не представлено, в связи с чем признал бездействие ФСИН России незаконным. Так как решение об отказе в переводе Смирнова И.А. административным ответчиком принято не было, оснований для удовлетворения иска в части требований о признании отказа ФСИН России незаконным суд не усмотрел.
Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции, отметив, что неразрешение ФСИН России полученного 12 августа 2021г. заявления Смирнова И.А. от 03 августа 2021г, в том числе и на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, то есть в течение около шести месяцев, свидетельствует о незаконном бездействии ФСИН России. При этом ФСИН России не представлено доказательств того, что столь длительные сроки рассмотрения заявления Смирнова И.А. вызваны объективными причинами и необходимы для разрешения данного вопроса.
Суд апелляционной инстанции указал, что принимая во внимание наличие у Смирнова И.А. близких родственников, проживающих в "адрес", наличие мест для отбывания наказания в "данные изъяты", необходимость поддержания связи с близкими родственниками, отсутствие документально подтвержденных препятствий для отбывания Смирнова И.А. в исправительных учреждениях, расположенных в "данные изъяты", суд первой инстанции правомерно возложил на административного ответчика обязанность принять решение о переводе Смирнова И.А. для отбывания наказания в исправительное учреждение "данные изъяты".
Согласно статье 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации (часть 1).
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (ч.2 ст.73 УИК РФ).
В силу ст.81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть 1); перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (часть 2).
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 января 2018 N 17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, в соответствии с пунктом 13 которого перевод в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации, осуществляется по решению ФСИН России.
Постановлением Европейского Суда по жалобам N 35090/09, 35845/11, 45694/13 и 59747/14 "П. и другие против России" (вынесено 17 марта 2017 г. вступило в силу 3 июля 2017 г.) установлено нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в связи с несоблюдением права заявителей на уважение семейной жизни ввиду направления заявителей для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные на значительном отдалении от места проживания их семей и близких, и отсутствием у заявителей реальной возможности добиться в национальных судах отмены соответствующих решений.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, указано на необходимость применения судами Российской Федерации при рассмотрении административных дел вышеприведенной правовой позиции в целях эффективной защиты прав и свобод человека.
В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных снарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что определение или изменение конкретного места отбывания осужденными уголовного наказания в виде лишения свободы не могут быть произвольными и должны осуществляться в соответствии с требованиями закона. При этом следует учитывать законные интересы осужденных, обеспечивающие как их исправление, так и сохранение поддержку социально полезных семейных отношений (статьи 73, 81 УИК РФ).
С учетом изложенного, судами сделан обоснованный вывод о том, что к иным исключительным обстоятельствам, допускающим в силу положений части 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, среди прочего должна относиться невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время тюремного заключения.
Как следует из материалов дела, Смирнов И.А. осужден приговором Великолукского городского суда Псковской области от 15 августа 2014 г. по к 11 годам 11 месяцам лишения свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Карелия.
До осуждения Смирнов И.А. проживал в "адрес". Согласно справке из личного дела с момента осуждения Смирнов И.А. в "адрес" наказание по приговору суда не отбывал.
Близким родственником административного истца является его мать С.С.Л, проживающая в "адрес", с которой административный истец поддерживает социальные связи путем переписки и телефонных переговоров.
03 августа 2021 г. Смирнов И.А. обратился в ФСИН России с заявлением о переводе его для дальнейшего отбывания наказания по месту жительства его родственников в "данные изъяты", обращение поступило в ФСИН России 12 августа 2021 г.
Не получив ответа на указанное заявление, Смирнов И.А. 18 октября 2021 обратился в суд с настоящим административным иском.
Письмом ФСИН России от 01 ноября 2021 N сообщено о том, что при отсутствии обстоятельств, препятствующих отбыванию наказания Смирновым И.А. в исправительном учреждении "данные изъяты", осужденный будет переведен.
Так как обращение Смирнова И.А. в ФСИН России о переводе в исправительное учреждение мотивировано необходимостью поддержания социально полезных связей с близким родственником, проживающим в "адрес", со ссылкой на то, что иные формы общения не могут его компенсировать, то длительное нерассмотрение указанного обращения ФСИН России обоснованно судами признано незаконным бездействием, нарушающим права Смирнова И.А.
Указание в апелляционной и в кассационной жалобах о том, что 10 ноября 2021г. материалы в отношении осужденного Смирнова И.А. для решения вопроса о переводе в другое исполнительное учреждение направлены во ФСИН России, соответственно вопрос перевода осужденного будет рассматриваться уполномоченным органом, не свидетельствует об отсутствии бездействия ФСИН России по рассмотрению обращения Смирнова И.А.
Следовательно, утверждения ФСИН России в кассационной жалобе о соблюдении требований федерального закона от 02 мая 2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения Смирнова И.А. несостоятельны.
С учетом изложенного, приняв во внимание отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в переводе осужденного в другое исправительное учреждение и наличие на момент вынесения оспариваемого решения мест в исправительных учреждениях "данные изъяты", а также отсутствие родственников на территории Республики Карелия, суды обоснованно возложили на ФСИН России обязанность в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о переводе Смирнова И.А. для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение "данные изъяты".
Суждение в кассационной жалобы о том, что направление осужденного Смирнова И.А. для отбывания наказания в исправительное учреждение Республики Карелия обусловлено положениями ч.4 ст.73 УИК РФ не свидетельствует об отсутствии у него в силу приведенного правового регулирования и установленных по делу обстоятельств права на отбывание наказания в исправительном учреждении, расположенном на территории "адрес", где проживает его близкий родственник.
Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 февраля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 10 ноября 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 февраля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 августа 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.