Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1274/2021) по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2021г. (N33а-8111/2021) по административному иску Приморского межрайонного прокурора Архангельской области к администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Леонтьева С.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Приморский межрайонный прокурор Архангельской области обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", выразившегося в непринятии мер по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки, не реализовавших право на получение земельного участка, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021г. в удовлетворении административного иска прокурора отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2021г. решение Приморского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021г. отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск Приморского межрайонного прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район", выразившееся в непринятии мер по образованию земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.
Администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области обязана в срок по 31 декабря 2024г. организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗКРФ), не реализовавших право на получение земельного участка.
В удовлетворении административного искового заявления Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2021г, оставив в силе решение Приморского районного суда Архангельской области от 27 сентября 2021г. Администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области считает, что возложение обязанности организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления земельных участков для многодетных семей только на орган местного самоуправления противоречит ст.39.19 ЗК РФ, Закону Архангельской области от 7 октября 2003г. N192-24-ОЗ "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" (далее-Закон Архангельской области N-ОЗ). Апелляционным определением фактически установлен срок для образования земельных участков в целях предоставления всем многодетным семьям, состоящим на учете, не предусмотренный законодательством. Судом, факически, изменена процедура предоставления, установленная Законом Архангельской области N192-24-ОЗ.Обжалуемое апелляционное определение не отвечает принципу исполнимости. Факт бездействия администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области административным истцом не доказан, равно как отсутствуют доказательства уклонения административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что административными ответчиками ведется работа по формированию земельных участков в целях предоставления их многодетным семьям с учетом процессуальных сроков разработки, подготовки и утверждения Правил землепользования и застройки, формирования земельных участков, а также с учетом бюджетных средств местного бюджета. Суд первой инстанции учел, что в действующем законодательстве отсутствуют конкретные сроки формирования и предоставления многодетным семьям земельных участков.
Не согласившись с судом первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда пришла к выводу о том, что принимаемые уполномоченным органом местного самоуправления меры являются явно недостаточными, неэффективными и не позволяют в полном объеме обеспечить граждан указанной категории земельными участками. Суд апелляционной инстанции полагал, что надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу является именно администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области, которая полномочна на осуществление комплекса мероприятий организационного, финансового, распорядительного характера. В связи с чем, в удовлетворении требований прокурора к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области суд отказал.
В соответствии с п.6 ст.39.5 и ч.1 ст.39.29 ЗК РФ гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право однократного получения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков отдельным категориям граждан (в том числе и многодетным семьям) на территории Архангельской области определен Законом Архангельской области от 7 октября 2003г. N192-24-ОЗ "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" (далее-Закон Архангельской области N192-24-ОЗ).
Предоставление земельных участков указанной категории граждан осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (п.6 ст.2.3 Закона Архангельской области N 192-24-03).
Согласно п.п. 7 и 8 ст. 2.3 закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.
Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Из материалов дела следует, что по состоянию на 30 августа 2012г. о желании реализовать право на получение земельного участка заявила 61 многодетная семья, по состоянию на 1 июля 2021г. (в том числе обратившихся в 2013г.) в соответствующем реестре состояло 190 многодетных семей.
Формирование земельных участков для указанной категории граждан осуществляется путем реализации мероприятий муниципальной программы муниципального образования "Приморский муниципальный район" "Развитие имущественно-земельных отношений", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 29 июня 2020 года N 1168, которой предусмотрено формирование 7 земельных участков ежегодно в течение 2021- 2026 годов.
Из материалов дела следует, что в 2019г. многодетным семьям предоставлено 22 земельных участка, в 2020г.-10 земельных участков, в 2021г. (по состоянию на 20 августа)- 8 участков.
Также сформировано 18 земельных участков для предоставления многодетным семьям в иных муниципальных образованиях. Формирование земельных участков производится за счет средств местного бюджета; денежные средства областного бюджета с 2015г. не предоставляются.
Установив изложенные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда пришла к обоснованному выводу о том, что наличие многодетных семей, ожидающих предоставления земельных участков более 8 лет, свидетельствует о том, что многодетные семьи в течение длительного времени не имеют возможности реализовать свое право на получение земельного участка бесплатно. Соответственно, цели и задачи названной льготы фактически нивелируются.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что ссылка на недостаточность выделяемого на указанные цели финансирования не может быть признана правомерной, так как осуществление права многодетных семей на получение земельного участка бесплатно не должно приводить к столь долгому ожиданию его реализации (более 8 лет); реализация указанного права не должна зависеть исключительно от наличия или отсутствия бюджетных средств.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда правомерно указала на то, что представленные материалы свидетельствуют о том, что обладая в течение 2016-2018 годов всей полнотой полномочий по принятию документов территориального планирования как муниципального района, так и входящих в его состав поселений, утвердив постановлением администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" от 3 декабря 2018г. N1192 проект планировки и проект межевания земельного участка с кадастровым номером N в поселке Катунино муниципального образования "Катунинское" Приморского района, администрация муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области не обеспечила реализацию этого документа, в том числе, путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Катунинское" Приморского муниципального района, а после передачи соответствующих полномочий органам государственной власти Архангельской области не воспользовалась правами, предусмотренными пунктом 9 Положения о порядке подготовки генеральных планов городских (сельских) поселений Архангельской области, городских округов Архангельской области (за исключением городских округов "Мирный" и "Новая Земля"), а также - правами по внесению изменений в генеральные планы, утвержденного постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 15 января 2019 года N 2- п. Соответствующая работа начата только в 2021 году.
Вместе с тем, реализация указанного постановления предусматривала образование 60 земельных участков для целей жилищного строительства, что позволило бы в полном объеме решить проблему обеспечения участками многодетных семей, проживающих на территории данного поселения, в том числе, обратившихся с соответствующими заявлениями в 2016 году.
Таким образом, судом апелляционной инстанции принимаемые администрацией муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области меры обоснованно признаны явно недостаточными, неэффективными и не позволяющими в полном объеме обеспечить многодетные семьи земельными участками в порядке п.6 ст.39.5, ст.39.19 ЗК РФ, п.п.6, 7 ст.2.3 Закона Архангельской области N192-24-ОЗ.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о наличии бездействия со стороны администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области основан на собранных по делу доказательствах, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ.
При определении срока, в течение которого возложенная судом обязанность по восстановлению нарушенного права подлежала исполнению, суд апелляционной инстанции руководствовался ст.227 КАС РФ и исходил из конкретных установленных по делу обстоятельств, учел позицию административных ответчиков и принцип соблюдения баланса публичных и частных интересов.
При установлении надлежащего административного ответчика суд исходил из компетенции администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области и комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации названного муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену обжалуемого судебного постановления, по настоящему административному делу не допущено.
Утверждения в жалобе о том, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области, не соответствуют материалам дела.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с п.п.1, 2 ст.2.3 Закона Архангельской области N192-24-ОЗ предоставление земельных участков осуществляется не только на основании решений органов местного самоуправления, но и на основании уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, равно как ссылка на то, что региональное законодательство определяет, что проведение работ по образованию земельных участков осуществляется за счет средств областного бюджета (с осуществлением субсидирования на проведение кадастровых работ) не опровергает правильности выводов суда.
В силу положений п.п.1, 2, 5, 5.1, 6 ст.2.3 Закона Архангельской области N192-24-ОЗ органы местного самоуправления муниципального района, обладают полномочиями на образование земельных участков в целях предоставление их многодетным семьям.
Наличие таких же полномочий и у уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области не освобождает администрацию муниципального образования "Приморский район" Архангельской области от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеуказанными нормами Закона Архангельской области N192-24-ОЗ.
Возражения администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области относительно отсутствия финансирования из областного бюджета и недостаточности средств местного бюджета являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции. В данной части суд апелляционной инстанции правильно отметил, что реализация указанного права не должна зависеть исключительно от наличия или отсутствия бюджетных средств.
Срок, в течение которого надлежит выполнить обязанность по восстановлению нарушенного права, установлен судом в соответствии с требованиями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ и определен с учетом конкретных обстоятельств дела, времени, необходимым для устранения нарушения.
Возможность получения многодетными семьями вместо земельного участка денежной компенсации согласно ст.16 Закона Архангельской области N192-24-ОЗ не освобождает Администрацию муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области от выполнения обязанностей, предусмотренных ст.ст.39.5, 39.19 ЗК РФ, п.п.1, 2, 6 ст.2.3 названного Закона Архангельской области.
По существу, доводы кассационной жалобы являлись предметом подробного изучения судом апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2021г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приморский муниципальный район" Архангельской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 15 декабря 2021г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 августа 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.