Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Морозковой Е.Е, с участием прокурора Леонтьева С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Богданова Дмитрия Петровича, Псковского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 года (N 2а-155/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 года (N 33а-526/2022) по административным исковым заявлениям Богданова Дмитрия Петровича и Псковского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" к Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки и Участковой избирательной комиссии N 122 об оспаривании решения об итогах голосования на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 и выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя административных истцов Бежинар В.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Богданов Д.П. обратился в суд с административным иском (административное дело N 2а-155/2022) к Избирательной комиссии Псковской области, Территориальной избирательной комиссии города Великие Луки (далее ТИК г. Великие Луки) о признании недействительными и отмене решения участковой избирательной комиссии N 122 (далее УИК N 122) об итогах голосования на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6; о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6; обязании административных ответчиков внести изменения в сводную таблицу о результатах выборов, определить избранным депутатом Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Богданова Д.П.
В обоснование административных требований указал, что 17 сентября 2021 года на избирательном участке N 122 в г. Великие Луки проводились выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Административный истец Богданов Д.П, выдвинутый Псковским областным отделением Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6.
При проведении голосования на избирательном участке N 122 в г. Великие Луки вне помещения для голосования с выходом в ГБУСО "Великолукский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее дом-интернат, социальное учреждение) был нарушен порядок голосования, предусмотренный статьей 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее ФЗ N 67-ФЗ), а именно: к наблюдению не были допущены член УИК N 122 с правом совещательного голоса Митин В.В. и кандидат в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва Крюков А.Н.
Жалобы о допущенном УИК N 122 нарушении ТИК г. Великие Луки были рассмотрены, постановлениями от 17 сентября 2021 года за NN 3-111/623 и 3-111/620 признаны необоснованными, поскольку в закрытом круглосуточном режиме ГБУСО "Великолукский дом-интернат" на основании приказа Комитета по социальной защите населения N 78 от 16 марта 2020 года с целью обеспечения соблюдения ограничительных и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий и недопущения заноса и распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) руководителем учреждения принято решение о разрешении проведения голосования компактной группой в составе 2 членов УИК N 122, прошедших вакцинацию и имеющих соответствующий сертификат.
По мнению административного истца, особый порядок голосования может быть установлен ЦИК РФ, а не руководителем дома-интерната; Допущенные нарушения действующего избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей, повлияли на итоги выборов на избирательном участке N 122.
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 19 января 2022 года в качестве административного соответчика привлечена УИК N 122, в качестве заинтересованного лица - Даньшова Е.Н, которая по результатам голосования является депутатом Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6, опередив Богданова Д.П. на 44 голоса.
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 19 января 2022 года административный иск Богданова Д.П. в части требований к Избирательной комиссии Псковской области и ТИК г. Великие Луки о признании недействительным и отмене решения о результатах выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6; обязании административных ответчиков внести изменения в сводную таблицу о результатах выборов, определить избранным депутатом Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Богданова Д.П. выделен в отдельное производство, передан по подсудности в Псковский областной суд.
Псковское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" также обратилось в суд с административным исковым заявлением (административное дело N 2а-154/2022) к ТИК г. Великие Луки о признании недействительными и отмене решений УИК N 122 об итогах голосования на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В обоснование административных требований указало, что 20 сентября 2021 года УИК N 122 утверждены итоги выборов депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательном участке N 122, которые административный истец не признает и считает их подлежащими отмене.
Указывало, что при проведении голосования 17 сентября 2021 года на избирательном участке N 122 в г. Великие Луки был нарушен порядок голосования вне помещения для голосования ГБУСО "Великолукский дом-интернат", что выразилось в недопуске к наблюдению члена УИК N 122 с правом совещательного голоса Мишина В.В. и кандидата в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва в составе единого списка Крюкова А.Н.
Заявления кандидатов в депутаты Крюкова А.Н. и Геворгяна К.К. о допущенном на избирательном участке нарушении рассмотрены ТИК г. Великие Луки, постановлениями от 17 сентября 2021 г. за NN 3-111/623 и 3-111/620 они признаны необоснованными в связи с деятельностью дома-интерната в закрытом круглосуточном режиме.
Вместе с тем, особый порядок голосования может быть установлен ЦИК РФ, а не руководителем ГБУСО "Великолукский дом-интернат".
Определением Великолукского городского суда Псковской области от 18 января 2022 года в качестве административного соответчика к участию в деле привлечена УИК N 122, в качестве заинтересованных лиц - Данилова Е.Н. и Богданов Д.П.
Определением данного суда от 19 января 2022 года административные дела по административным искам Богданова Д.П. и Псковского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен N 2а-155/2022.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 года, отказано в удовлетворении административных исковых требований Богданова Д.П. и Псковского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
В кассационной жалобе на решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2022 года, Богданов Д.П, Псковское областное отделение политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными, постановленными с выводами, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, настаивая на доводах административных исковых требований.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 17 июня 2021 года N 1422 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва.
Постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/103-8 утверждено Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в соответствии с которым выборы проводятся 17, 18 и 19 сентября 2021 года.
Постановлением ИК Псковской области от 7 июня 2016 года N 175/955-5 сформирована ТИК г. Великие Луки, на данную комиссию постановлением ИК Псковской области от 18 июня 2021 года N 162/876-6 возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва одномандатных избирательных округов N 5 и N 6.
Постановлением ТИК г. Великие Луки от 12 ноября 2018 года N 3-60/383 сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 121 на пятилетний срок полномочий, которой на основании постановления ТИК г. Великие Луки от 5 марта 2019 года N 3-64/450 присвоен N 122. Избирательный участок N 122 входит в одномандатный избирательный округ N 6.
ЦИК Российской Федерации 24 июля 2021 года приняла постановление N 30/258-8 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Постановлением ТИК г. Великие Луки от 4 августа 2021 года N 1-2/15 Богданов Д.П, выдвинутый Псковским областным отделением Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6.
Итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 на избирательном участке N 122 оформлены протоколами, подписанными членами УИК N 122.
Согласно протоколу N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Псковская область - Псковский одномандатный избирательный округ N 148 на избирательном участке N 122 по выборам депутатов ГД ФС России восьмого созыва большее число голосов набрали Козловский А.Н. (452 голоса), Михайлов Д.Ю. (117 голосов), Брячак О.М. (100 голосов).
Согласно протоколу N 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва большее число голосов набрали Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (472 голоса), Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (228 голосов), Политическая партия ЛДПР (72 голоса).
Согласно протоколу N 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 6 на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва большее число голосов набрали Даньшова Е.Н. (468 голосов), Богданов Д.П. (228 голосов), Амелина И.А. (86 голосов).
Согласно протоколу N 2 об итогах голосования по единому избирательному округу на избирательном участке N 122 по выборам депутатов Псковского областного Собрания депутатов седьмого созыва большее число голосов набрали Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (472 голоса), Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (215 голосов), Социалистическая политическая партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" (85 голосов).
При этом согласно данным протоколам число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, - 317; число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования, - 317 по каждому уровню голосования.
Оспаривая итоги голосования на избирательном участке N 122, административные истцы ссылались на нарушения, допущенные при проведении голосования вне помещения для голосования - в ГБУСО ПО "Великолукский дом-интернат", выразившееся в проведении членами УИК N 122 голосования без наблюдения и извещения членов УИК N 122 менее чем за 30 мин. до выхода в дом-интернат, которые, по мнению истцов, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что нарушений, которые бы не позволили выявить действительную волю избирателей, на УИК N 122 при проведении в социальном учреждении голосования не допущено.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда, исходя из того, что доводы административных истцов о нарушениях избирательного законодательства являются необоснованными, основанными на предположениях, при этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о допущенных УИК N 122 нарушениях избирательного законодательства, повлиявших на волю избирателей, в ходе рассмотрения настоящего дела не установлено.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют установленным обстоятельствам административного дела.
Согласно части 1.2 статьи 77 ФЗ N 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
В силу части 1 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности, в связи с необходимостью ухода за лицами, в этом нуждающимися, и иным уважительным причинам, не позволяющим прибыть в помещение для голосования).
Частями 2 и 3 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ предусмотрено, что голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением.
Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении (часть 6 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования.
В силу части 14 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, одним из субъектов общественного контроля, общественными объединениями.
Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав, а также возможность искажения волеизъявления избирателя (часть 15 статьи 66 ФЗ N 67-ФЗ).
Исходя из данных правовых норм, участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут прибыть в помещение для голосования по уважительным причинам (по состоянию здоровья); голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования; председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода); голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса; при голосовании вне помещения вправе присутствовать наблюдатели.
Разрешая спор, суды пришли к выводу, что процедура голосования вне помещения для голосования была проведена в соответствии с требованиями закона, доводы о недействительности итогов голосования в доме-интернате проверялись судами и признаны несостоятельными по мотивам подробно изложенным в обжалуемых судебных актах, нарушений, которые бы могли повлиять на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей, судами не установлено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов этих инстанций об установленных обстоятельствах, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами суда, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемый судебный акт постановлен исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку суда с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителей с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Богданова Д.П, Псковского областного отделения политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" - без удовлетворения.
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 18 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 31 марта 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 31 августа 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.