Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Андреева Вячеслава Михайловича на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 28 октября 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2022 года по административному делу N 2а -4406/2021 по административному исковому заявлению Андреева Вячеслава Михайловича к ФКУ Военный комиссариат Ленинградской области, ФКУ Военный комиссариат Ломоносовского района Ленинградской области о признании незаконными решений, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Андреева В.М, его представителя Осадченко Е.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Андреев В.М. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решение Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Ломоносовского района Ленинградской области N от 17.05.2021г. об отказе ему в повторном прохождении медицинской комиссии для установления категории годности к военной службе и решение ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" N от 20.07.2021 г. об отказе ему в повторном прохождении медицинской комиссии для установления категории годности к военной службе.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что в апреле 2021 года им было подано заявление в Военный комиссариат Ломоносовского района Ленинградской области о повторном прохождении медицинской комиссии для установления категории годности к военной службе, с просьбой направить его на медицинское освидетельствование, представив медицинские документы, подтверждающие отсутствие прежнего заболевания. 17 мая 2021 года ему было отказано в прохождении повторного медицинского освидетельствования. Не согласившись с указанным отказом административный истец подал жалобу в Военный комиссариат Ленинградской области. Решением Военного комиссариата Ленинградской области от 20 июля 2021 года Андрееву В.М. было отказано в повторном прохождении медицинской комиссии для установления категории годности к военной службе.
Решением Октябрьского районного суда г. Санкт - Петербурга от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Андреева Вячеслава Михайловича отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 23 июня 2022 года Андреев В.М. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и настаивая на доводах указанных в административном исковом заявлении.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Андреев В.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете в ФКУ Военный комиссариат Ломоносовского района Ленинградской области.
Решением призывной комиссии Ломоносовского района Ленинградской области в 2003 году административный истец признан ограничено годным к военной службе по подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас вооруженных сил Российской Федерации с присвоением воинского звания "данные изъяты". На основании заключения военно - врачебной комиссии Андреев В.М. имеет категорию годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе.
Решением ФКУ Военный комиссариат Ломоносовского района Ленинградской области N от 17.05.2021г. и решением ФКУ "Военный комиссариат Ленинградской области" N от 20.07.2021 Андрееву В.М. отказано в повторном прохождении медицинской комиссии для установления категории годности к военной службе.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что поскольку Андреев В.М. является лицом непризывного возраста, военную службу не проходил, был зачислен в запас по состоянию здоровья, оснований для признания оспариваемых решений об отказе в проведении повторного медицинского освидетельствования незаконными не имеется.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 52 Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 52 Федерального закона N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе", гражданин в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденный от призыва на военную службу в связи с признанием его ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья и зачисленный в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, вправе пройти медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии со статьей 5.1 настоящего Федерального закона. В случае признания указанного гражданина годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями он переводится военным комиссариатом на воинский учет граждан, не пребывающих в запасе, и подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
На основании пункта 1 статьи 5.1 вышеуказанного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами - специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно -медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи - специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико - токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение).
Согласно пункту, 1 Положения военно - врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Пунктами 69, 70 Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Согласно пункта 84 указанного Положения граждане в возрасте от 18 до 27 лет, освобожденные от призыва на военную службу в связи с признанием их ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и зачисленные в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), вправе пройти освидетельствование для определения категории годности к военной службе.
В силу пункта 87 Положения (в той же редакции) граждане, ограниченно годные к военной службе, изъявившие желание пройти освидетельствование, для уточнения диагноза заболевания направляются военными комиссариатами муниципальных образований в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Андреев В.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не подпадает в категорию граждан указанных в пункте 1 статьи 5.1 вышеуказанного Федерального закона которым показано медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и ограничен призывным возрастом для прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе, ввиду чего оснований для признания незаконными оспариваемых решений в судов не имелось.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Андреева Вячеслава Михайловича - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 28 октября 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 16 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.