Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента строительства Вологодской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2021 года по административному делу N 2а-654/2021 по административному исковому заявлению заместителя Сокольского межрайонного прокурора в интересах жителей многоквартирного дома N22 по ул. Интернатной в городе Сокол Вологодской области к администрации г. Сокол, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, Правительству Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области, Государственной корпорации - Фонду содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия.
По первой инстанции решение вынесено Сокольским районным судом Вологодской области 8 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Волгодской области Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель Сокольского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах жителей многоквартирного дома N22 по ул. Интернатная г. Сокола с административным исковым заявлением к администрации города Сокола, администрации Сокольского муниципального района Вологодской области, Правительству Вологодской области, Департаменту строительства Вологодской области в котором просил признать незаконным бездействие администрации города Сокола в части несвоевременного принятия решения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д.22, аварийным и подлежащим сносу; считать многоквартирный дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д.22, признанным аварийным и подлежащим сносу с учётом соблюдения положений пункта 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" по распоряжению органа местного самоуправления 18 февраля 2016 года; возложить на администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области обязанность включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д. 22, в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Сокольского муниципального района на 2020-2025 годы"; возложить на Департамент строительства Вологодской области, Правительство Вологодской области обязанность включить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д.22, в адресную программу N 8 -Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы".
В обоснование требований указал, что дом обследован межведомственной комиссией в установленном законом порядке с учётом требований действующего законодательства и заключения специализированной организации в 2016 году. Решение о признании его аварийным и подлежащим сносу должно быть принято органом местного самоуправления до 1 января 2017 года. Однако, длительное бездействие администрации города Сокола по непринятию в соответствии с требованиями пунктов 7, 49 "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, далее - Положение) решения о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу, повлекло нарушение прав граждан (нанимателей и собственников жилых помещений) на участие в программе переселения, ограничение возможности на предоставление другого жилья. Исключение указанного дома из областной адресной программы является незаконным, нарушает жилищные права собственников и нанимателей дома.
После проведения прокуратурой Сокольского района проверки исполнения администрацией города Сокола жилищного законодательства в июне 2020 года, по данному факту 25 июня 2020 года заместителем межрайонного прокурора в адрес руководителя администрации города Сокола внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (ответ от 16 июля 2020 года).
Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 22 июля 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Решением Сокольского районного суда Вологодской области от 8 сентября 2021 года административные исковые требования заместителя Сокольского межрайонного прокурора удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации города Сокола в части несвоевременного принятия решения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д.22, аварийным и подлежащим сносу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2021 года, решение Сокольского районного суда Вологодской области от 8 сентября 2021 года отменено в части, и в данной части принято новое решение, которым на администрацию Сокольского муниципального района Вологодской области возложена обязанность восстановить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д. 22, в адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Сокольского муниципального района на 2020-2025 годы". На Департамент строительства Вологодской области и Правительство Вологодской области возложена обязанность восстановить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул.Интернатная д.22, в адресной программе N8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 - 2025 годы". В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2022 года, Департамент строительства Вологодской области просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2021 года, ссылаясь на нарушение и неправильное применением судом норм материального права, несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела. Указали, что поскольку жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул.Интернатная д.22 признан аварийным после 01 января 2017 года, он не подпадает под требования Федерального закона N 185 о включении в региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирных домов.
В возражениях на кассационную жалобу Администрация Сокольского муниципального района Вологодской области, прокуратура Вологодской области, Васильева Ю.Н, просят оставить судебные акты без изменения
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что заключением межведомственной комиссии администрации города Сокола от 20 января 2016 года "О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания" выявлены основания для признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул. Интернатная д.22.
Многоквартирный деревянный жилой дом, 1961 года постройки, расположен по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул.Интернатная д.22, что подтверждается техническим паспортом на жилой дом (составлен по состоянию на 30 сентября 2015 года, инвентарный номер 4384).
Жилые помещения, расположенные в данном доме, а именно квартиры N2 и N3 находятся в муниципальной собственности города Сокола. Администрацией города Сокола с Е.А.С. заключен договор социального найма на квартиру N2, квартира N3 свободна от регистрации граждан. Жилые помещения, расположенные в этом же доме, а именно квартиры NN1, 4, 5, 6, 7, 8 находятся в собственности граждан.
Заключением межведомственной комиссии от 20 января 2016 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул.Интернатная д.22, признан аварийным и подлежащим сносу (акт обследования от 20 января 2016 года, износ составил 68%).
На основании указанного заключения дом включен в областную адресную программу N8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 1 апреля 2019 года N322 (далее - Программа), а также в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Сокольского муниципального района на 2020-2025 годы", утвержденную постановлением администрации Сокольского муниципального района от 22 сентября 2020 года N858.
Постановление администрации города Сокола о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу принято 21 ноября 2019 года. При этом в пункте 4 постановления указано, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 20 января 2016 года. Одновременно данное постановление установило срок отселения граждан - 10 лет с момента его принятия.
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 декабря 2020 года N 480 и постановлением администрации Сокольского муниципального района от 25 февраля 2021 года N2 00 в адресную программу внесены изменения, многоквартирный дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д.22, исключён из списка домов, расселяемых в рамках программы.
Основанием для такого решения послужил тот факт, что постановление администрации города Сокола о признании данного дома аварийным и подлежащим сносу принято только 21 ноября 2019 года, что, нарушает положения статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно - коммунального хозяйства", согласно которым региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно абзацу 7 пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 47 названного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: в частности, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с пунктом 49 Положения (в редакции на момент принятия заключения) на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно - коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Российской Федерации принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Для реализации данного Федерального закона создана Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), а для достижения целей данного Федерального закона в полномочия Фонда входит рассмотрение представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда; принятие решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок, в том числе при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Правительством Вологодской области утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019 - 2025 годы", в которую включены в силу статьи 16 Федерального закона N185-ФЗ многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 года на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления.
В данную программу был включен и спорный многоквартирный жилой дом.
В соответствии с программой N8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019- 2025 годы" её целью является снос аварийного жилья, признанного до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу, и переселение граждан.
Задача программы - обеспечение безопасных условий проживания населения Вологодской области проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания, путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что поскольку постановление о признании дома N22 по ул. Интернатная г. Сокола аварийным и подлежащим сносу принято администрацией с нарушением установленного 30 - дневного срока, имело место длительное бездействие администрации.
Отменяя решение в части отказа в удовлетворении требований по обязанию ответчиков восстановить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Интернатная д. 22, в адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Сокольского муниципального района на 2019 - 2025 годы и принимая в этой части новое решение, суд апелляционной инстанции исходил из того, что дом N22 по ул. Интернатной г. Сокола был обоснованно включен в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы", поскольку признан аварийным до 1 января 2017 года. Признавая бездействие администрации города Сокола незаконным и отказывая в удовлетворении остальных требований, судом первой инстанции не учтено, что в отношении граждан, проживающих в доме N 22 ул. Интернатной г. Сокола, цель по восстановлению их прав и интересов не достигнута.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в пределах своей компетенции Департамент строительства и Правительство Вологодской области обладают полномочиями по внесению изменений в Программу, что предусмотрено пунктом 2.2 статьи 16 Федерального закона N185-ФЗ. Включение дома N22 в Программу не приведет к нарушению требований частей 2 и 2.1 статьи.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции в качестве способа восстановления нарушенных прав, возложил на административных ответчиков обязанность по восстановлению дома N22 по ул.Интернатная города Сокола Вологодской области в адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы" и в адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Сокольского муниципального района на 2020-2025 годы", поскольку исключен он был из программы необоснованно.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, полагает, что они основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену апелляционного определения, по настоящему административному делу не допущено.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норма материального права, были предметом изучения суда апелляционной инстанции, направлены на оспаривание выводов суда об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2021 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента строительства Вологодской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 21 декабря 2021 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.