Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В.
судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Черняховского Михаила Максовича на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 марта 2022 года по административному делу N2а-5755/2021 по административному исковому заявлению УФНС России по Новгородской области к Черняховскому Михаилу Максовичу о взыскании недоимки, Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Черняховскому М.М. и с учетом уточненных требований просило взыскать задолженность по земельному налогу за 2019 год в сумме 22 125 руб. 60 коп, пени по земельному налогу в размере 26 руб. 73 коп, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 4 678 руб. 62 коп, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1 руб. 27 коп, а всего в сумме 26 832 руб. 22 коп.
Требования мотивированы тем, что в 2019 году Черняховский М.М. являлся собственником недвижимого имущества, поименованного в налоговом уведомлении от 03 августа 2020 года N, которое направлено МИФНС России N9 по Новгородской области в адрес Черняховского М.М, в связи с чем административный ответчик в указанный налоговый период признавался плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, однако свою обязанность в установленный законом срок не исполнил. Направленное Инспекцией Черняховскому М.М. требование об уплате налогов и пеней N от 09 декабря 2020 года в установленный срок исполнено также не было. Судебный приказ от 09 февраля 2021 года о взыскании с Черняховского М.М. задолженности в указанном размере в связи с поступившими от него возражениями отменен определением мирового судьи "данные изъяты" от 24 марта 2021 года.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 марта 2022 года, административное исковое заявление УФНС России по Новгородской области удовлетворено частично, с Черняховского М.М. в доход соответствующего бюджета взысканы налог на имущество физических лиц в сумме 4 677 руб. 92 коп, пени по налогу на имущество в сумме 1 руб. 27 коп, земельный налог с физических лиц в сумме 22 125 руб. 60 коп, пени по земельному налогу в сумме 26 руб. 73 коп, всего 26 831 руб. 52 коп, а также взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 1 005 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2022 года, Черняховский М.М. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об уменьшении взыскиваемого налога и пени, указывая на то, что он не согласен с исчислением налога на имущество в отношении иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела в этой части.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно требованиям части 1 статьи 387, части 1 статьи 399 НК РФ, земельный налог и налог на имущество с физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 388, статьей 400 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения; плательщиками налога на имущество с физических лиц - физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектами налогообложения в силу статей 389 и 401 Налогового Кодекса Российской Федерации по земельному налогу являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог; по налогу на имущество с физических лиц - расположенные в пределах муниципального образования жилой дом, жилое помещение (квартира), гараж, объект незавершенного строительства, а также иные здание, строение, сооружение, помещение, соответственно.
Налоговым периодом в целях исчисления каждого из указанных видов налога признается календарный год (пункт 1 статьи 393, статья 405 НК РФ).
В случае уплаты налогоплательщиком причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки (неуплаты в срок) налогоплательщик в соответствии с положениями статьи 75 НК РФ должен уплатить пени.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Решением Советов депутатов Ермолинского сельского поселения Новгородской области от 17 ноября 2014 года N21 "О налоге на имущество физических лиц на территории Ермолинского сельского поселения" установлены ставки налога на имущество физических лиц, расположенное на территории данного поселения.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Решения от 17 ноября 2014 года N2, 1 налоговая ставка в размере 0, 1% установлена, в том числе для хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м, и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Пунктом 3.1.3 данного Решения налоговая ставка в размере 0, 5% установлена в отношении прочих объектов налогообложения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Черняховский М.М. являлся собственником следующего недвижимого имущества: жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым номером N:104; жилого дома по адресу: "адрес" с кадастровым номером N:131; хозяйственного строения или сооружения (сарая, не превышает 50 кв.м.), расположенного "адрес" с кадастровым номером N:4231; иного строения и сооружения (бани) по адресу: "адрес" с кадастровым номером N:369; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером N:373 расположенного по адресу: "адрес"; иного строения, помещения и сооружения по адресу: "адрес" с кадастровым номером N:380; земельных участков "адрес".
Административным истцом оспариваются выводы судов о неверном исчислении налога в отношении иного строения, помещения и сооружения по адресу: "адрес" с кадастровым номером N:380.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 07 сентября 2021 года, Черняховскому М.М, на праве собственности принадлежит здание, расположенное по адресу: "адрес", с кадастровым номером N:380, общая площадь 25, 7 кв.м, назначение "нежилое", наименование объекта недвижимости отсутствует. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N:375 с видом разрешенного использования: ведение личного хозяйства.
24 сентября 2020 года через личный кабинет налогоплательщика Черняховским М.М. получено налоговое уведомление от 03 августа 2020 года N об уплате в срок не позднее 1 декабря 2020 года начисленных за 2019 год: земельного налога в размере 27332 руб, в том числе: за земельный участок по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:29 в сумме 1928 руб.; земельный участок по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:1691 в сумме 1925 руб.; земельный участок по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:1690 в сумме 1870 руб.; земельный участок "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:860 в сумме 1105 руб.; земельный участок "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:360 в сумме 6066 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:361 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 985 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:362 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 2 815 руб.; земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:377 в сумме 3 167 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:355 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 1 057 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:1214 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 280 руб.; земельный участок по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:378 в сумме 636 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:379 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 253 руб.; за 2 земельных участка, расположенных "адрес" (49625446) с кадастровыми номерами N:300 и N:299 в сумме 1076 руб. и 1038 руб.; за 2 земельных участка, расположенных "адрес" (49625446) с кадастровыми номерами N:1318 и N:1321 в сумме 942 руб. и 942 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:169 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625446) в сумме 869 руб.; земельный участок с кадастровым номером N:23 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625450) в сумме 189 руб.; земельный участок "адрес" (ОКТМО 49625450) с кадастровым номером N:25 в сумме
189 руб.; и налога на имущество физических лиц в размере 5534 руб, в том числе: за жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:104 в сумме 149 руб.; жилой дом с кадастровым номером N:131 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 15 руб.; хозяйственное строение или сооружение (сарай, не превышает 50 кв.м.) по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:4231 в сумме 60 руб.; иное строение и сооружение (баня) по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:369 в сумме 1 334 руб.; иное строение, помещение и сооружение по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:373 в сумме 3 067 руб.; иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером N:380 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) в сумме 116 руб.; иное строение, помещение и сооружение по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625446) с кадастровым номером N:1310 в сумме 299 руб.; иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером N:192 по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625446) в сумме 494 руб.
В связи с не уплатой в установленной срок указанных сумм налогов, 10 декабря 2020 года в адрес налогоплательщика Черняховского М.М. Инспекцией направлено сформированное по состоянию на 09 декабря 2020 года требование N об уплате в срок до 11 января 2021 года недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений (ОКТМО 49625418, 49625446) в размере 5534 руб. и пеней в размере 5 руб. 49 коп, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в период с 2 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (ОКТМО 49625446, 49625450, 49625418) в размере 27332 руб. и пеней в размере 27 руб. 10 коп, начисленных за несвоевременную уплату земельного налога в период с 2 декабря 2020 года по 8 декабря 2020 года.
В добровольном порядке указанное требование Черняховским М.М. исполнено не было, что послужило поводом для обращения Инспекции к мировому судье "данные изъяты" с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Черняховского М.М. недоимки по налогам и пеней в названных выше размерах.
Выданный 09 февраля 2021 мировым судьей "данные изъяты" судебный приказ о взыскании с Черняховского М.М. недоимки по налогам и пеней, определением того же мирового судьи от 24 марта 2021 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
В связи с реорганизацией Инспекции путем присоединения к УФНС России по Новгородской области в соответствии с приказом ФНС России МЕД-7-4/480 от 11 мая 2021 года с настоящим административным иском в суд 10 сентября 2021 года Управление.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что административным истцом правомерно исчислены налоги и пени, за исключением суммы исчисленного Инспекцией налога на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:131, которая фактически составила 14 руб. 30 коп, а к взысканию заявлена сумма 15 руб, при этом оснований для округления данной суммы не имелось.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанции.
Доводы кассационной жалобы Черняховского М.М. о неверном применении налоговой ставки 0, 5% для расчета налога на имущество физических лиц по объекту недвижимости - нежилому строению (ОКТМО 49625418) с кадастровым номером N:380 являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, как основанные на неправильном токовании норм права.
Судами не были установлены обстоятельства, на основании представленных сведений о том, что спорное здание является хозяйственным строением, ввиду чего при исчислении налога на объект недвижимости с кадастровым номером N:380 применена налоговая ставка 0, 5%.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, установленной взаимосвязанными положениями статей 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела в кассационном порядке проверяет соответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Вопреки утверждениям кассационной жалобы, суды дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Черняховского Михаила Максовича - без удовлетворения.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 13 декабря 2021 года, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 16 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.