Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Шлопак С.А, Григорьевой Ю.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 15 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2022 года по делу N2-491/2021 по иску Русинова Сергея Анатольевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Русинов С.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее - УПФ РФ в Тихвинском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочно страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 25 августа 2020 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Однако ответчик отказал истцу в назначении пенсии, так как, по мнению УПФ РФ в Тихвинском районе, у истца отсутствует необходимый стаж на момент обращения.
Не согласившись с решением УПФ РФ в Тихвинском районе, Русинов С.А. просил признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) N 116256/21 от 30 апреля 2021 года в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы Русинова С.А.:
- с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней), а также с 1 января 1992 год по 28 мая 1996 года (4 года 4 месяца 28 дней) - в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г.Ермак (Республика Казахстан);
- с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 (4 года 1 день), а также с 10 января 2002 года по 16 июля 2020 года (18 лет 6 месяцев 7 дней.) - в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан).
Кроме того, истец Русинов С.А. просил суд обязать УПФ РФ в Тихвинском районе включить вышеуказанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 25 августа 2020 года.
В ходе рассмотрения дела 15 июня 2021 года Русинов С.А. представил суду заявление об отказе от части исковых требований о признании незаконным решения ответчика и о включении в специальный стаж периодов работы с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней), а также с 1 января 1992 год по 28 мая 1996 года (4 года 4 месяца 28 дней) в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан).
В соответствии с определением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 15 июня 2021 года данный отказ истца Русинова С.А. принят судом, и производство по делу в указанной части исковых требований было прекращено.
Решением Тихвинского городского суда Ленинградской области от 15 июня 2021 года, исковые требования Русинова С.А. удовлетворены.
Решение УПФ РФ в Тихвинском районе признано незаконным в части не включения в специальный стаж Русинова С.А. периодов работы: с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 (4 года 1 день), а также с 10 января 2002 года по 16 июля 2020 года (18 лет 6 месяцев 7 дней) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан).
На УПФ РФ в Тихвинском районе области возложена обязанность включить в специальный стаж Русинова С.А, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", указанные периоды работы и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 25 августа 2020 года.
С УПФ РФ в Тихвинском районе в пользу Русинова С.А. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2022 года решение Тихвинского городского суда Ленинградской области от 15 июня 2021 года отменено, по делу принято новое решение.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Тихвинском районе Ленинградской области (межрайонное) от 30 апреля 2021 года N 116256/21 признано незаконным в части не включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов работы Русинова С.А.:
- с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней), в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан);
- с 1 января 1992 год по 28 мая 1996 года (4 года 4 месяца 28 дней) в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан);
- с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года (4 года) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан).
На Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить вышеуказанные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и назначить Русинову Сергею Анатольевичу досрочную страховую пенсию по старости с 25 августа 2020 года.
В удовлетворении исковых требований Русинова С.А. об оспаривании решения ответчика и обязании ответчика включить в специальный стаж период работы с 10 января 2002 года по 16 июля 2020 года (18 лет 6 месяцев 7 дней) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, отказано.
В кассационной жалобе Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит об отмене постановленных судебных актов, ссылается на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, что повлекло за собой вынесение неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы дела свидетельствуют, что такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами нижестоящих инстанций и следует из материалов дела, 25.08.2020 года Русинов С.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Тихвинском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Тихвинском районе от 30.04.2021 года N 116256/21 истцу отказано в назначении пенсии, поскольку стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствует, а по п.1 ч.1 ст.30 составляет 01 год 06 месяцев 27 дней, при требуемом не менее 10 лет, при общем страховом стаже 37 лет 07 месяцев 12 дней.
В стаж на соответствующих видах работ ответчиком не включен период работы истца с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года (04г. 01дн.) и с 10.01.2002 года по 16.07.2020 года (18 лет 06 мес. 07д.) - работа в должности электрогазосварщика занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс на Аксуском заводе ферросплавов, находящимся в Республике Казахстан.
Данный период работы не включен пенсионным органом в специальный стаж, поскольку данные периоды приобретены по законодательству иного государства - Республики Казахстан, в котором институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен 01.01.1998 года, в этой связи, по мнению УПФР в Тихвинском районе, с даты отмены института досрочных пенсий в указанном государстве, особый стаж может быть включен только на общих основаниях.
Разрешая исковые требования Русинова С.А, суд пришел к выводу о незаконности решения пенсионного органа в части не включения в специальный стаж названных периодов работы истца.
Приходя к таким выводам, суд исходил из того, что согласно сведениям трудовой книжки истца и архивной справке Аксуского завода ферросплавов, находящегося в Республике Казахстан, о трудовом стаже Русинова С.А, в период с 05.06.1996 года по 16.07.2020 года Русинов С.А. работал на Ермаковском заводе ферросплавов (ныне Аксуский завод ферросплавов - филиал АО "ТНК "Казхром") в режиме полной рабочей недели в качестве электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, раздел III, позиция 1030200а-1753а.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).
В соответствии с пп. "а" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда применяется:
список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 1 от 1991 г.), список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее - Список N 1 от 1956 г.);
в соответствии с пп. "б" п. 1 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N2 1991 г.), а для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 - список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее - Список N 2 1956 г.).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее - Постановление) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 516).
Согласно абз. 3 во взаимосвязи с абз. 1 п.3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в п.2 Правил N 516, осуществляется в следующем порядке: путем прибавления к периодам работ, сказанных в подп. 2 (тяжелые условия работы), - периодов работ, указанных в подп. 1 (вредные условия работы), при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 подп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (по тяжелым условиям труда).
К периодам работ, указанных в подпункте 2 настоящих Правил (работа с тяжелыми условиями труда) производится суммирование периодов работ, указанных в подпункте 1 пункта 2 Правил (работа с вредными условиями труда), только при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 подп. 2 п.1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" (или п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), который предусматривает специальный стаж для мужчин - 12 лет 6 месяцев.
Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа составит не менее 12 лет 6 месяцев (для мужчин), установленных в абз. 1 подп. 2 п.1 ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ " (п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), т.е. при наличии требуемой продолжительности полного стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. N 953-0).
Иными словами, при определении права на пенсию в связи с работой в тяжелых условиях труда в соответствии с абз. 2 п.2 п.1 чт. 27 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" (п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") (при неполном специальном страховом стаже) такое суммирование не допускается, даже когда речь идет о работах, предусмотренных Списком N 1.
Разделом III "Металлургическое производство" подразделом 2 "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей" позицией N 1030200а-1753а Списка N 1 предусмотрены рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках (рабочих местах) действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, в том числе электрогазосварщики.
С учетом Соглашения государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" (далее - Рекомендации), за Русинова С.А. работодателем производилась уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение, о чем свидетельствует указание работодателя в уточняющей справке на особые условия труда Русинова С.А.
Учитывая то обстоятельство, что работодателем подтвержден в условиях полной занятости спорный период работы истца в особых условиях, профессия электрогазосварщика в металлургическом производстве предусмотрена Списком N1 1991 г, при этом работы с вредными условиями труда суммируются с работой с тяжелыми условиями труда, суд первой инстанции пришел к выводу, что страховой стаж истца составляет 37 лет.
Не соглашаясь с доводами ответчика о том, что спорный период приобретен по законодательству иного государства Республики Казахстан, в котором институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен 01.01.1998 года, в этой связи с даты отмены института досрочных пенсий в указанном государстве, особый стаж может быть включен только на общих основаниях, суд указал, что вопросы в области пенсионного обеспечения истца осуществляются по законодательству Российской Федерации.
Принимая во внимание, что с учетом включения в специальный стаж перечисленных выше периодов работы истца, продолжительность его специального стажа на момент подачи заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости составила более 12 лет 6 мес, страхового стажа достаточно, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты исполнения истцу 55 лет. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии 25.08.2020 года истцу было полных 55 лет.
С такими выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился и, отменяя решение, исходил из следующего.
Принимая во внимание социальный характер спора, учитывая, что пенсия является основным источником средств существования лица, достигшего пенсионного возраста, принимая во внимание длительный период рассмотрения настоящего спора и недопустимость неоправданного затягивания вступления в силу судебного решения, судебная коллегия апелляционной инстанции рассмотрела настоящее дело, исходя из первоначально заявленных исковых требований без направления дела в суд первой инстанции для принятия решения по требованиям, производство по которым было прекращено в связи с отказом от иска.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком в составе специального стажа Русинова С.А. учтен период его работы с 5 июня 1996 года по 31 декабря 1997 года (1 год 6 месяцев 27 дней) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участка действующих производств на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1.
Этим же решением ответчика Русинову С.А. отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней) в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан).
Мотивом исключения ответчиком из специального стажа указанного периода работы истца с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года в должности электросварщика, согласно оспариваемому решению ответчика, являются те обстоятельства, что истцом не подтвержден вид и способ сварки. Иных мотивов отказа во включении спорного периода в специальный стаж в оспариваемом решении не приведено.
Апелляционная инстанция не согласилась с решением ответчика, полагая, что ответчик незаконно отказал во включении в специальный стаж истца Русинова С.А. периода работы с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года в должности электросварщика, при этом судебная коллегия исходила из следующего.
В соответствии с п.8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях", при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Как следует из п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4 ст. 30).
Таким образом, к периодам работы Русинова С.А, имевшим место до вступления указанного Федерального закона в действие, может быть применено законодательство, которое действовало в период занятости Русинова С.А. в определенных должностях.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956. г. N 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, посчитал, что период работы Русинова С.А в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан) с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней), должен оцениваться в контексте положений Списка N 2 от 22 августа 1956 года, которым в разделе XXXII "Общие профессии" были предусмотрены профессии "газосварщик" и "электросварщик", а также их подручные.
Список N 2 от 22 августа 1956 года не предъявляет требований к виду и способу сварки, правом на пенсию в связи с тяжелыми условиями труда пользовались все электросварщики (газосварщики) и их подручные без каких-либо иных условий, а потому истец применительно к периоду до 1 января 1992 года не обязан был представлять какие-либо документы, свидетельствующие о видах и способах сварки.
Ссылки ответчика в оспариваемом решении от 30 апреля 2021 года на разъяснение Госкомтруда СССР N 1240-ИГ от 14 апреля 1965 года, согласно которому право на льготную пенсию отсутствует у сварщиков, если они заняты сваркой машинным способом, точечной и контактной сваркой, судебная коллегия отклонила, поскольку указанный документ не был опубликован, в открытом доступе не находится, ответчик текст данного разъяснения не представил.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд апелляционной инстанции исходил из того, что работа истца в должности электросварщика (газосварщика) в период до 1 января 1992 года в соответствии с названным спискомN 2 от 22 августа 1956 года подлежала зачету в специальный стаж, дающий право на государственную пенсию на льготных условиях без дополнительной проверки вида и способа сварки.
По мнению суда апелляционной инстанции, ответчик незаконно отказал истцу Русинову С.А. во включении в специальный стаж периода работы в должности электросварщика в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан) с 17 января 1985 года по 31 декабря 1991 года (6 лет 11 месяцев 15 дней). Указанный период подлежит включению в специальный стаж истца без дополнительной проверки способа сварки.
Также ответчиком не был включён в специальный стаж период работы истца в должности электросварщика на том же предприятии, в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдомнаремонт", г. Ермак (Республика Казахстан) с 1 января 1992 года по 28 мая 1996 года (4 года 4 месяца 28 дней). Мотивом отказа во включении указанного периода в специальный стаж послужило то, что отсутствуют документы от компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающих специальный стаж.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением ответчика в указанной части во включении истцу в специальный стаж указанного периода работы с 1 января 1992 года по 28 мая 1996 года (4 года 4 месяца 28 дней), при этом судебная коллегия исходила из следующего.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий и должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, который применяется при назначении досрочной трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда.
Данным Списком предусмотрены рабочие ремонтных служб, занятые ремонтом оборудования в местах его установки на участках рабочих местах действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1: слесари - ремонтники, электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (раздел III "Металлургическое производство" (черные металлы), подраздел "Производство стали и ферросплавов. Подготовка составов и ремонт металлургических печей", код позиции 1030200а-1753а).
Из трудовой книжки Русинова С.А. следует, что он работал с 1985 года, в том числе и в рассматриваемый спорный период с 1 января 1992 года по 28 мая 1996 года электросварщиком, постоянно занятым на ремонте металлургического оборудования в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении "Уралдонареморнт", после переименования указанного предприятия в 1993 году-в Специализированном строительно-монтажном управлении "Ферросплавмехремонт".
Из архивной справки Государственного учреждения "Государственный архив Павлодарской области" о трудовом стаже Русинова С.А. N 7-19/3-09/Р-59 от 8 октября 2019 года следует, что Русинов С.А. значится, как отработавший полностью 1991 год, 1992 год, 1993 год, 1995 год, январь-июнь 1996 года.
Как следует из справки N4 от 16 января 2018 года, государственный специализированный трест по ремонту доменных и мартеновских печей "Урадомнаремонт" в лице специализированных строительно-монтажных управлений выполнял ремонты оборудования металлургических предприятий, расположенных на территории бывшего Советского Союза. Рабочие основных профессий всех спец. СМУ треста, в том числе электросварщики и слесари-монтажники, как занятые на работах во вредных и опасных условиях действующих цехов металлургических предприятий, пользовались правом на оформление пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по Спискам N 1 и N 2 наряду с основными рабочими действующих металлургических производств.
Электросварщики и слесари-монтажники, работавшие во вредных и опасных условиях труда во всех Спец. СМУ треста, получали соответствующую спецодежду, спец.обувь, средства индивидуальной защиты, смывающие и обеззараживающие средства по действовавшим на тот момент нормам. В профессиональные обязанности электросварщика входила сварка деталей, узлов, агрегатов ремонтируемого оборудования в условиях действующих цехов металлургических предприятий, в том числе на Ермаковском ферросплавном заводе.
Кроме того, не был включен в специальный стаж Русинова С.А. период работы с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года (4 года) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан), где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1.
Отказ во включении спорного периода в специальный стаж основан на том, что с 1 января 1998 года в Республике Казахстан был отменен ранее действовавший институт досрочных пенсий.
Суд апелляционной инстанции указал, что такое обоснование, положенное в основу отказа Русинову С.А. во включении в специальный стаж указанных периодов работы, основано на неправильном толковании норм материального права и противоречит сложившейся судебной практике.
В рассматриваемом случае применительно к периодам работы, имевшим место с 1 января 1992 года по 28 мая 1996 года, не требуется подтверждение компетентных органов об уплате страховых взносов, поскольку в указанный период еще не действовало законодательство, установившее страховые взносы только после 1 января 2002 года. Кроме того, отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан сама по себе не является безусловным основанием для не включения спорного период работы истца с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года в специальный страховой стаж.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного с обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта г 1992 года, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р), необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-Ф3) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. (Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24.09.2018 N 81-КГ18-18).
Таким образом, суд апелляционной инстанции принял во внимание, что подтверждение от компетентных органов об уплате страховых взносов для граждан государств участников Соглашения от 13 марта 1992 г. требуется применительно к периодам работы, имевшим место после 1 января 2002 года. Подтверждающая справка от компетентных органов Казахстана требуется только в отношении периодов работы истца Русинова С.А, которые имели место на территории Казахстана после 1 января 2002 года. Данная справка должна предоставляться для подтверждения факта уплаты страховых вносов в Пенсионный орган страны, где работал заявитель. В отношении периодов работы истца, имевших место до 1 января 2002 года, действуют общие правила назначения пенсии, установленные на территории Российской Федерации.
Кроме того, апелляционная инстанция отметила, что отмена с 1998 года института досрочных пенсии на территории Казахстана не может быть положена в основу отказа истцу во включении спорных периодов, имевших место после 1 января 1998 года, поскольку Соглашение от 13 марта 1992 года не предусматривает такого основания для отказа во включении периодов работы в специальный стаж.
Таким образом, доводы пенсионного органа о том, что период работы Русинова С.А. на территории Республики Казахстан с 1 января 1992 года по 28 мая 1996 года не подлежит включению в специальный стаж в связи с не подтверждением данного периода справкой компетентных органов, являются несостоятельными. Равным образом являются несостоятельными доводы ответчика о том, что не подлежит включению в специальный стаж период работы истца Русинова С.А. с 01 января 1998 года по 31 декабря 2001 года в связи с отменой в Казахстане института досрочных пенсий.
Поскольку указанные периоды работы истца, в том числе полная занятость истца в должности, предусмотренной Списками, подтверждены уточняющими справками работодателя, архивной справкой, судебная коллегия указала, что спорные периоды работы истца неправомерно не включены ответчиком в специальный стаж Русинова С.А.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, судебная коллегия согласилась с доводами апелляционной жалобы ответчика о незаконности включения судом в специальный стаж Русинова С.А. периодов работы с 10 января 2002 года по 16 июля 2020 года (18 лет 6 месяцев 7 дней) в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан), где основные рабочие ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 1, и об обязании ответчика включить указанный период в специальный стаж Русинова С.А.
Указанный период работы истца приходится на период времени, протекавший после 1 января 2002 года, применительно к которому требуется подтверждение компетентными органами Казахстана факта уплаты страховых взносов за истца в период его работы. Подобные доказательства в материалах дела отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу о незаконности постановленного по делу решения суда первой инстанции, полагая, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для обязания ответчика включить в специальный стаж истца Русинова С.А. период его работы с 10 января 2002 года по 16 июля 2020 года электрогазосварщиком на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан).
При определении продолжительности специального стажа Русинова С.А, судебная коллегия пришла выводу, что общая продолжительность специального стажа Русинова С.А. с тяжелыми условиями труда составляет 16 лет 11 месяцев 10 дней (1 год 6 месяцев 27 дней + 6 лет 11 месяцев 15 дней + 4 года 4 месяца 28 дней + 4 года), что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (более 12 лет и 6 месяцев).
Учитывая, что истец Русинов С.А, 15 марта 1964 года рождения, достиг по состоянию на дату обращения к ответчику с заявлением 55- летнего возраста, имеет страховой стаж 37 лет 7 месяцев 12 дней, то требования истца об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 25 августа 2020 года подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы, к которым пришли нижестоящие судебные инстанции правомерными, основанными на установленных по делу обстоятельствах, в силу следующего.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
Приведенным нормам и разъяснениям принятые по делу судебные постановления не соответствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон).
Согласно статье 8 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона N 400-ФЗ.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, помимо прочего.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в соответствии с частью 3 статьи 35 указанного Федерального закона с 01.01.2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление от 16 июля 2014 года N 665).
В соответствии со ст.2 Закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Законом. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются нормы международного договора.
В настоящее время отношения, возникающие при установлении страховой пенсии лицам, имеющим периоды работы на территории Казахстана, регулирует Соглашение о гарантиях прав граждан государств ? участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года.
Зачету в страховой стаж до 01.01.1991 года подлежат периоды работы на территории любого из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, а также на территории бывшего СССР, без подтверждения уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Периоды страхового стажа, приобретенного на территории государств - участников соглашений, после 01.01.1991 года подлежат проверке и должны быть подтверждены соответствующими документами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27 - ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27 -ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судами включены специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 1 и с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды:
с 01.01.1992 по 28.05.1996 - в качестве электросварщика на участке сварочном в Ермаковском специализированном строительно-монтажном управлении треста "УРАЛДОМНАРЕМОНТ" г.Ермак (Республика Казахстан).
с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года - в должности электрогазосварщика, занятого ремонтом оборудования в местах его установки на участках действующих производств, где основные рабочие, ведущие технологический процесс на Аксуском заводе ферросплавов (Республика Казахстан).
Между тем, в материалах дела отсутствуют документы компетентных органов Республики Казахстан, подтверждающие специальный стаж работы истца.
В материалах гражданского дела имеются архивные справки о трудовом стаже Русинова С.А. N 7-19/3-09/Р-59 от 08.10.2019г, N 7-18/3-09/Р-109 от 29.09.2020г? N 7-17/6- 14/Р-30 от 30.09.2020г, из которых усматривается, что занятость в спорные периоды электрогазосварщика Русинова С.А.(так в документах) была частичная. Приказы по личному составу на хранения в Аксуский отдел Государственного архива Павлодарской области не передавались. Соответственно занятость в льготной профессии в спорные периоды не подтверждена.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции при разрешении спора не были определены в качестве имеющих значение для дела все необходимые обстоятельства (в частности, режим работы, условия работы, характер работы, занятость в льготной профессии) и соответственно не были истребованы у сторон доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.
Утверждения судов в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное установление пенсии по старости, периоды работы Русинова С.А. с 01.01.1992 года по 28.05.1996 года, с 01.01.1998 года по 31.12.2001 года, не основан на материалах дела.
Поскольку спорные периоды влияют на размер стажа, определяющего право на назначении истцу досрочной пенсии, то решение суда в части обязания назначить пенсию также подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 19.07.2012 N13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума ВС РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, учитывая также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд кассационной инстанции находит апелляционное определение по настоящему делу подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором суду апелляционной инстанции следует разрешить спор с учетом содержащихся в настоящем определении указаний о толковании закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 15 марта 2022 года отменить в части включения Русинову Сергею Анатольевичу периодов работы, дающих право на назначении пенсии с 01.01.1992г. по 28.05.1996г, с 01.01.1998г. по 31.12.2001г, и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 25 августа 2020 года, дело в отменной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.