Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению Калимуллина "данные изъяты" к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, финансовому управлению администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок
по апелляционной жалобе Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года, которым административное исковое требование удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного ответчика Финансового управления администрации городского округа г. Уфа - Рахимовой Л.Г, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
административный истец Калимуллин С.Г. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок.
В обоснование изложенных в административном исковом заявлении требований, Калимуллин С.Г. указал, что решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Калимуллину С.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 14 кв.м.
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан вступило в законную силу.
5 апреля 2021 года исполнительный лист серии ФС N направлен в адрес административного истца, который впоследствии предъявлен им на исполнение в службу судебных приставов.
На основании указанного исполнительного листа 21 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан возбуждено исполнительное производство, должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения решения суда.
Однако до настоящего времени указанное решение суда не исполнено. Общая продолжительность исполнения решения составляет более 9 месяцев, что нарушает право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Затягивание сроков исполнения судебного постановления имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца; возникло вследствие отсутствия административного ответчика достаточного финансирования, а также отсутствие со стороны административного ответчика активных действий по получению дополнительного финансирования в целях приобретения жилых помещений для предоставления их детям-сиротам и лицам из их числа.
Административный истец полагает, что не предоставление жилого помещения в течение длительного периода времени нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище и дает право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В связи, с чем просил взыскать в свою пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 67 866, 48 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года административное исковое заявление Калимуллина "данные изъяты" удовлетворено частично. С администрации городского округа город Уфа в лице финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет казны муниципального образования города Уфа в пользу Калимуллина Сагита Гильмитдиновича взыскана компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года, Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось с апелляционной жалобой, в которой просила решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Финансовое управление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан указало, что принятое решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам делам. Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ежегодно обращается в вышестоящие инстанции об увеличении субвенций для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Обеспечение жильем детей-сирот зависит от суммы выделенных лимитов из бюджета Республики Башкортостан городскому округу город Уфа Республики Башкортостан на приобретение жилья для данной категории граждан. Полномочия по распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан возложены на Министерство строительства и архитектуры Республики Башкортостан. В 2022 году между Министерством строительства и архитектуры Республики Башкортостан и администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключены соглашения о предоставлении субвенций из бюджета Республики Башкортостан, следовательно, со стороны администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предпринимаются все необходимые меры для исполнения обязательств.
Кроме того, размер компенсации, взысканный судом в размере 50 000 рублей является чрезмерно завышенным и не обоснован судом первой инстанции, в связи с чем подлежит уменьшению.
Также заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учитывая разъяснения, изложенные в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11), согласно которым в резолютивной части решения о присуждении компенсации указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета пришел к неверному выводу о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет казны муниципального образования города Уфа. Кроме того, администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Финансовое управление являются разными самостоятельными юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и несут ответственность каждый по своим обязательствам самостоятельно и не могут нести обязательства друг друга.
Относительно доводов апелляционной жалобы Калимуллиным С.Г. представлены возражения, в которых содержатся требования об оставлении решения Верховного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Рахимова Л.Г, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение Верховного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив, имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого характера были допущены судом первой инстанции при рассмотрении административного дела по административному исковому заявлению Калимуллина С.Г.
Согласно пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
Исходя из положений части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 40, 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.
Поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ), судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации).
В пунктах 48, 55, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 разъяснено, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ).
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекс Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекс Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 434 ГПК РФ). В общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Из пункта 11 части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан: по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вставших на учет после 1 января 2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа в соответствии с частью 12 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Калимуллину С.Г. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, площадью не менее 14 кв.м (л.д.64-70 материалы гражданского дела N 2-1191/2021).
Решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года вступило в законную силу 15 марта 2021 года.
5 апреля 2021 года исполнительный лист серии ФС N 028453751 направлен в адрес административного истца, который впоследствии 15 апреля 2021 года предъявлен на исполнение в службу судебных приставов (л.д.152 т.1).
На основании поступившего исполнительного листа, 21 апреля 2021 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Башкортостан Фарахутдиновой А.Р. возбуждено исполнительное производство N N в отношении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении Калимуллину С.Г. жилого помещения, которым должнику - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предложено в 5-дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требования исполнительного документа, а при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, которые могут сделать невозможным добровольное исполнение исполнительных документов, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (л.д.16 т.1).
В установленный срок решение суда исполнено не было.
В ходе совершения исполнительных действий по указанному исполнительному производству судебным приставом-исполнителем совершались необходимые исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно: должнику вынесено предупреждение о необходимости исполнить решение суда и предоставить документы, свидетельствующие о принятии мер к исполнению решения суда, а также разъяснено, что в случае злостного неисполнения вступившего в законную силу решения суда, а равно воспрепятствования его исполнению, он может быть привлечен к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ; 24 августа 2021 года Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Судом первой инстанции установлено, что общая продолжительность исполнения решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года составила 1 год 1 месяц 6 дней, в связи с чем судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод, что общий срок исполнения вступившего в законную силу решения суда не может быть признан разумным, поскольку не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решений суда.
Учитывая обстоятельства, связанные с неисполнением вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 февраля 2021 года, недостаточность и неэффективность мер, принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, отношение административного ответчика к вопросу исполнения судебного решения, общую продолжительность срока его неисполнения, последствия и значимость нарушения права на судопроизводство в разумный срок для административного истца, требования разумности и справедливости, правомерно пришел к выводу о том, что в пользу Калимуллина С.Г. подлежит взысканию компенсация в размере 50 000 рублей.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен в соответствии с требованиями Закона N 68-ФЗ.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные Калимуллиным С.Г. требования о присуждении компенсации в размере 67 866, 48 рублей являются чрезмерными, не соответствующими допущенному нарушению разумного срока исполнения вступившего в законную силу решения суда, его продолжительности и значимости последствий этого для административного истца, и взыскал в пользу Калимуллина С.Г. компенсацию в размере 50 000 рублей.
Довод апелляционной жалобы Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что размер компенсации в сумме 50 000 рублей является чрезмерно завышенным, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и определен с учетом продолжительности нарушения и значимости его последствий для административного истца. В данном случае, суд принял во внимание кроме указанных обстоятельств и то, что административный истец относится к категории социально незащищенных граждан, является инвалидом второй группы бессрочно.
Доводы апелляционной жалобы Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о том, что администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Финансовое управление являются разными самостоятельными юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан и несут ответственность каждый по своим обязательствам самостоятельно и не могут нести обязательства друг друга, в связи с чем суд первой инстанции неверно взыскал компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Администрации городского округа город Уфа в лице финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет казны муниципального образования города Уфа заслуживают внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
В соответствии со статьями 4, 5, 8 Положения о финансовом управлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N11/31, финансовое управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба городского округа со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами городского округа; имеет статус муниципального казенного учреждения, выступает истцом и ответчиком в суде; и является главным распорядителем средств бюджета городского округа. Деятельность Финансового управления финансируется за счет средств бюджета городского округа в соответствии с бюджетной сметой.
К основным задачам Финансового управления относится в том числе: организация исполнения бюджета городского округа.
Финансовое управление осуществляет в том числе: исполнение судебных актов по искам к городскому округу о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо должностных лиц органа, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 1 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, который утвержден решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15 декабря 2005 г. N 3/6 Городской округ город Уфа Республики Башкортостан (далее - городской округ) - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Согласно статье 19 Устава в структуру органов местного самоуправления входит в том числе, администрация городского округа (исполнительно-распорядительный орган городского округа), именуемая Администрацией, которая наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, обладающая правами юридического лица (пункты 1 и 8 статьи 23 Устава).
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в качестве публично-правовых образований указаны Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Таким образом, публично-правовым образованием администрация городского округа Уфы не является, она является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обладающая правами юридического лица.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Следовательно, публично-правовым образованием, в том смысле, который изложен в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года N 11, в котором указано, что в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, является городской округ город Уфа Республики Башкортостан.
Исходя из системного анализа норм права и разъяснений по их применению судебная коллегия приходит к выводу, что вывод суда первой инстанции о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Администрации городского округа город Уфа в лице финансового управления администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет казны муниципального образования города Уфа, не соответствует требованиям положений Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", Положения о финансовом управлении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 21 ноября 2012 года N11/31, а также разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", в связи с чем решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года подлежит изменению.
Денежная компенсация за нарушение права Калимуллина С.Г. на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с муниципального образования Городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств муниципального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года изменить.
Взыскать с муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан в лице Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за счет средств бюджета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу Калимуллина "данные изъяты" компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, перечислив их на счет "данные изъяты"
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Финансового управления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 2 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.