Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу заместителя главы администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" - начальника Управления по работе с территориями Администрации Сюмсинского района Сидоровой А.П. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики от 13 апреля 2022 года, решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2022года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики",
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики от 13 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2022года, Управление по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" (далее - Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа, назначенного с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, начальник Управления Сидорова А.П. просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Управления к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно статье 31 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В силу пункта 8.8 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утверждённого приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), формирование снежных валов не допускается, в частности, на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 метров от пешеходного перехода.
Пунктами 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" установлено, что в населённых пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что Управление по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики", являясь лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в безопасном для движения состоянии на территории Сюмсинского района, в нарушение требований статей 3, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", допустило несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в с. Сюмси, а именно:
- напротив дома N 23 "а" (относится к ул. Лесная) (БПОУ Удмуртской Республики Сюмсинский техникум лесного и сельского хозяйства) по ул. Строителей с. Сюмси - в зоне пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) и на территории, непосредственно прилегающей к нему, ближе 10 метров, сформированы снежные валы высотой - 1, 12 метра;
- напротив дома N 32 по ул. Советская с. Сюмси - в зоне пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) и на территории, непосредственно прилегающей к нему, ближе 10 метров, сформированы снежные валы высотой - 0, 51 метра и на пересечении улиц на одном уровне в пределах треугольника видимости, имеется наличие снежного вала высотой 1, 03 метра;
- напротив дома N 36 по ул. Советская с. Сюмси - в зоне пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) и на территории, непосредственно прилегающей к нему, ближе 10 метров, сформированы снежные валы высотой - 0, 63 метра и на пересечении улиц на одном уровне в пределах треугольника видимости, наличие снежного вала высотой 0, 71 метра;
- напротив дома N 56 по ул. Советская с. Сюмси - в зоне пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) и на территории, непосредственно прилегающей к нему, ближе 10 метров, сформированы снежные валы высотой - 0, 87 метра;
- напротив дома 11 "а" (МКДОУ "Сюмсинский детский сад N 3) по ул. М.Горького с. Сюмси в зоне пешеходного перехода, обозначенного дорожными знаками 5.19.1 (2) и на территории, непосредственно прилегающей к нему, ближе 10 метров, сформированы снежные валы высотой - 1, 58 метра;
- а также нарушение пункта 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", выразившееся в отсутствии тротуаров или пешеходных дорожек на автомобильной дороге (улице) ул. Строителей с. Сюмси (на всем протяжении ? от ул. Лесная до ул. Маяковского).
Указанные недостатки выявлены 27 февраля 2022 года в период времени с 12 часов 45 минут до 14 часов 55 минут ходе повседневного надзора за состоянием автомобильных дорог в с. Сюмси Сюмсинский район Удмуртской Республики уполномоченным должностным лицом.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для составления государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России Сюмсинского районного Удмуртской Республики 25 марта 2022 года протокола об административном правонарушении в отношении Управления и привлечения названного лица 13 апреля 2022 года мировым судьёй к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Управлением указанного административного правонарушения подтверждён собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-8); актом о выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) N 18 от 27 февраля 2022 года с фотографиями (л.д.13-13); предписанием (л.д.18); письменной информацией Управления по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" от 17 марта 2022 года об устранении выявленных нарушений (л.д.19); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.20-22) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Управление, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Управления квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления о назначении Управлению административного наказания в полном объёме проверены судьёй районного суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы заявителя были проверены и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Доводы жалобы заявителя о том, что недостатки в содержании дорог отражены в акте, форма которого в настоящее время является устаревшей и утратила силу, отмену вынесенных постановлений не влечёт. Выявленные нарушения имели место, в адрес Управления было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, которое было исполнено и нарушения в содержании дорог устранены.
Утверждение подателя жалобы, ссылающегося на пункт 8.6 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", о том, что у Управления имелось 9 часов для вывоза складированного снега, правового значения не имеет, ибо Управление обвинялось в складировании снега в местах где это запрещено.
Устранение Управлением выявленных недостатков в содержании дорог не является обстоятельством, освобождающим данное лицо от административной ответственности.
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Управления к административной ответственности сомнений не вызывает.
Подлежит отклонению довод жалобы о том, что Приказ МВД России от 30 марта 2015 года N 380 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" утратил свою силу, в связи с чем порядок проведения надзора за улично - дорожной сетью не регламентирован.
Приведённые выше нарушения выявлены уполномоченным должностным лицом в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, что не противоречит подпункту "ж" пункта 34 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 1101, статье 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, пункту 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".
Следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебных актов.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Управления в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении Управления к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в размере ниже низшего размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка Сюмсинского района Удмуртской Республики от 13 апреля 2022 года, решение судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 30 мая 2022года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Управления по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" оставить без изменения, а жалобу начальника Управления по работе с территориями Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Сюмсинский район Удмуртской Республики" Сидоровой А.П. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.