Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Посоховой С.В, судей Курунтяевой О.Д, Грибовой Е.В, при секретаре - помощнике судьи Чеботаревой М.Д, с участием прокурора Дупака Д.О, осужденного Кузьмина С.Р, защитника-адвоката Кириченко М.М, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кузьмина С.Р. на приговор Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Посоховой С.В, выслушав осужденного Кузьмина С.Р, защитника-адвоката Кириченко М.М. поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора Дупака Д.О, полагавшего, что приговор подлежит изменению, судебная коллегия
установила:
Приговором Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года
Кузьмин С.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин России, не судимый, - осужден по п. "з" ч.2 ст.111 УК РФ к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
С осужденного Кузьмина С.Р. в пользу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики взысканы средства, затраченные на стационарное лечение потерпевшего И.А.В. в сумме 184 653 рублей 64 копейки.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 ноября 2019 года приговор оставлен без изменения.
Кузьмин С.Р. признан виновным в совершении умышленного причинения И.А.В. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека с применением предмета, используемого в качестве оружия.
Преступление совершено в ночь с 24 на 25 мая 2019 года в д.Малые Бикшихи Канашского района Чувашской Республики при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
В кассационной жалобе осужденный Кузьмин С.Р. выражает несогласие с судебными решениями, указывает, что потерпевший просил не лишать его свободы и не имеет к нему претензий. Обращает внимание на явку с повинной, положительные характеристики, при отсутствии отягчающих обстоятельств, в связи с чем просит приговор изменить, снизить наказание, а так же отменить приговор в части взыскания с него средств на лечение потерпевшего в виду материальной несостоятельности.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Органами предварительного следствия Кузьмин С.Р. обвинялся в том, что после нанесения множественных ударов руками и ногами по различным частям тела И.А.В, он нанес потерпевшему несколько ударов табуреткой по голове, причинив телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью И.А.В. по признаку опасности для жизни.
Кузьмин С.Р. в ходе предварительного следствия и в судебном заседании не оспаривал нанесение одного удара табуреткой по голове потерпевшего, от которого последний упал на стол, а потом на пол.
Суд первой инстанции для установления количества воздействий внешней силы, от которых у потерпевшего возникли телесные повреждения, назначил дополнительную судебно-медицинскую экспертизу, по результатам которой закрытая черепно-мозговая травма у И.А.В. могла образоваться не менее от трех воздействий внешней силы.
Основываясь на результатах данной экспертизы суд пришел к выводу, что Кузьмин С.Р. нанес не менее трех ударов табуреткой по голове И.А.В, о чем указал при описании преступного деяния во вводной части приговора.
Между тем, в силу ст.252 УПК РФ судебное разбирательство проводится в отношении обвиняемого лишь по предъявленному ему обвинению, а изменение обвинения допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
Органы следствия указали о нанесении нескольких ударов по голове, что значит более одного, но их количество не определялось.
Суд самостоятельно уточнил обвинение, указав о нанесении не менее трех ударов, тем самым ухудшив положение подсудимого.
Кроме того, из указанного заключения дополнительной судебно-медицинской экспертизы следует, что закрытая черепно-мозговая травма у И.А.В. могла образоваться не менее от трех воздействий внешней силы, но что понимается под данным воздействием не указано, не установилэтого и суд.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым изменить количество ударов при описании преступления, согласившись с предъявленным обвинением.
Судом достоверно установлено из показаний самого подсудимого Кузьмина С.Р, а также совокупности доказательств, исследованных в судебном заседании, что телесные повреждения И.А.В, в том числе повлекшие тяжкий вред его здоровью, возникли от умышленных действий Кузьмина С.Р, и не могли быть причинены иным лицом.
Доказательства получили надлежащую оценку в приговоре, в соответствии с требованиями ст. ст. 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а в своей совокупности - достаточности для разрешения данного дела.
Оснований, предусмотренных ст. 75 УПК РФ, для признания доказательств недопустимыми, не имеется.
Таким образом, правовая оценка действий Кузьмина С.Р. является верной, основанной на исследованных в судебном заседании доказательствах и установленных судом фактических обстоятельствах дела, квалификация действий осужденного по п. "з" ч. 2 ст. 111 УК РФ является правильной.
Назначая Кузьмину С.Р. наказание суд принял во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, конкретные обстоятельства дела, данные о личности осужденного, который по месту жительства характеризуется удовлетворительно, его возраст, состояния здоровья, семейное положение, отношение к содеянному, обстоятельства, смягчающие наказание, к которым отнес в соответствии с п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ явку с повинной и последующее объяснение, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
С учетом указанных обстоятельств суд пришел к верному выводу о назначении наказания в виде реального лишения свободы, которое сможет обеспечить достижение целей наказания.
В то же время, доводы осужденного о том, что при назначении наказания не было учтено мнение потерпевшего, просившего не лишать его свободы, заслуживают внимания.
В соответствии с ч.2 ст. 61 УК РФ, перечень обстоятельств, смягчающих наказание, не является исчерпывающим, при назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой настоящей статьи.
В данном случае, суд кассационной инстанции считает возможным учесть мнение потерпевшего, который простил Кузьмина С.Р. и просил не назначать ему наказание в виде реального лишения свободы, в качестве смягчающего наказание обстоятельства и соответственно снизить назначенное наказание.
Кроме того, приговор и апелляционное определение подлежат отмене в части, касающейся вопроса о взыскании расходов на лечение потерпевшего.
Как усматривается из приговора, суд при рассмотрении уголовного дела разрешилудовлетворил исковые требования заместителя Канашского межрайонного прокурора в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики о взыскании с осужденного Кузьмина С.Р. расходов, затраченных на стационарное лечение потерпевшего И.А.В. в результате умышленных преступных действий, в размере 184 653 рублей 64 копеек.
В обоснование принятого решения суд сослался на то, что Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, в интересах которого прокурор обратился в суд, согласно п.1 ст. 1081 ГК РФ предоставляется право регрессного требования непосредственно к осужденному Кузьмину С.Р, как к лицу, причинившему вред.
Вместе с тем порядок возмещения расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно ч. 5 ст. 31 указанного Закона иски о возмещении расходов на оплату оказанной медицинской помощи застрахованному лицу вследствие причинения вреда его здоровью и связанных с ним расходов страховой медицинской организации России, предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 13 октября 2020 года "О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу", по смыслу ч. 1 ст. 44 УПК РФ регрессные иски, в том числе о возмещении расходов страховым организациям, подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В этой части гражданский иск по уголовному делу суд оставляет без рассмотрения с указанием в обвинительном приговоре мотивов принятого решения.
Поскольку рассматриваемый иск представляет собой регрессное требование о взыскании расходов в пользу страховой компании, не являющейся участником уголовного судопроизводства, у суда отсутствовали предусмотренные уголовно-процессуальным законом основания для удовлетворения такого иска.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание также и при рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба осужденного Кузьмина С.Р. о пересмотре состоявшихся в отношении него судебных решений в части взысканной с него денежной суммы, является обоснованной.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
В рассматриваемом случае допущенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона являются существенными и повлияли на исход дела, что влечет за собой изменение состоявшихся судебных решений, а так же их отмену в части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 5 ноября 2019 года в отношении Кузьмина С.Р. изменить:
- уточнить описательно-мотивировочную часть приговора при описании преступления указанием о нанесении Кузьминым С.Р. "несколько" ударов табуреткой по голове И.А.В, вместо указания - "не менее трех";
- признать смягчающим наказание обстоятельством мнение потерпевшего о назначении Кузьмину А.В. наказания, не связанного с лишением свободы;
- снизить назначенное Кузьмину А.В. наказание до 3 лет 6 месяцев лишения свободы.
Этот же приговор в части взыскания расходов на лечение потерпевшего отменить. Гражданский иск заместителя Канашского межрайонного прокурора в интересах Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики оставить без рассмотрения.
В остальном приговор и апелляционное постановление оставить без изменения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.