Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мухамадеева Абузара Муслимовича и кассационное представление прокурора Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года по административному делу N 3га-1735/2021 по административному исковому заявлению Мухамадеева А.М. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и кассационного представления, заключение старшего прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, не поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
24 декабря 2019 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года, Перечень).
В пункты 6232, 6233 Перечня к приказу N 1810 от 24 декабря 2019 года в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес"
15 декабря 2020 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года, Перечень).
Названные приказы N 1810 и N 1907 опубликованы на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/.
В пункты 3041, 3042 Перечня к приказу N 1907 от 15 декабря 2020 года в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес".
Мухамадеев А.М, являясь собственником здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес" и собственником помещений с кадастровыми номерами N N расположенных в здании с кадастровым номером N по адресу: "адрес", обратился в суд с настоящим административным иском.
Ссылаясь на то, что здание и нежилые помещения не соответствуют требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", а также статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, названные пункты Перечня нарушают права административного истца как собственника здания, помещений и налогоплательщика, Мухамадеев А.М. просил признать недействующими пункты 6232, 6233 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, и пункты 3041, 3042 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 года признаны недействующими с момента принятия пункты 6232, 6233 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810; а также пункты 3041, 3042 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907. На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятом решении суда на официальном сайте www.mziorbru.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 года в части удовлетворения административного искового требования о признании недействующим с момента принятия пункта 6232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, отменено. В отменённой части по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований о признании недействующим с момента принятия пункта 6232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, Мухамадееву А.М. отказано. В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 года оставлено без изменения.
Не согласившись с апелляционным определением, Мухамадеев А.М. в кассационной жалобе просит обжалуемый судебный акт отменить в части отмены решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 декабря 2021 года в части, направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Указывает, что суд апелляционной инстанции, разрешая вопрос в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, не учёл содержащиеся в экспликации к поэтажному плану на комплекс строений данные о фактическом использовании и общей площади помещений в строениях под литерами А1, А2, А3 и А4. Полагает, что содержание технической документации не свидетельствует о наличии в нежилом здании с кадастровым номером N помещений, площадью 20 % от общей площади здания, используемых в установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, данное здание не подлежало включению в Перечень 2020.
Не согласившись с апелляционным определением, прокурор Республики Башкортостан в кассационном представлении просит обжалуемый судебный акт отменить, направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Указывает, что вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N не соответствует виду разрешённого использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов. Материалы дела доказательств фактического использования здания для размещения объектов торговли не содержат. Обследование здания с кадастровым номером N в целях определения вида его фактического использования для включения в Перечень на 2020 год в 2019 году не проводилось, соответствующий акт суду не представлен. Акт обследования фактического использования здания от 24 июля 2020 года в силу отсутствия в нём юридически значимой информации не подтверждает факт коммерческого использования помещений в данном здании. Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером N не отвечало признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, и не подлежало включению в Перечень.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании статьи 14 и пункта 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливаемым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 указанного Кодекса.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьёй 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введён налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан.
Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения").
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 2.1 Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, такой перечень формируется уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и утверждается постановлением Правительства Республики Башкортостан.
Исходя из положений пунктов 1.2, 1.6, 1.7, 1.9 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений функции по проведению мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возложены на уполномоченный орган - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, который создаёт для этого комиссию. Комиссия осуществляет мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости в форме обследований объектов недвижимости. Вид фактического использования объектов недвижимости определяется приказом уполномоченного органа на основании составленных комиссией по обследованию актов.
Учитывая перечисленное, суды пришли к правильному выводу, что Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 и 2021 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждён уполномоченным органом - Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пределах предоставленной компетенции.
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции сослался на отсутствие документов технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости, подтверждающие, что назначение, разрешённое использование и наименование помещений зданий общей площадью не менее 20 % его общей площади предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции в части обоснованности требований о?признании недействующим с момента принятия пункта 6232 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810. При этом были приняты во внимание сведения технического паспорта на здание с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", составленного государственным унитарным предприятием Центр учёта, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 17 октября 2008 года, согласно которым в указанном здании площадью 1657, 5 кв.м расположены помещения следующего назначения: "склад" площадью 323, 5 кв.м, "склад-холодильник" площадью 404 кв.м, "административно-хозяйственный блок" площадью 193, 9 кв.м, а также "магазин" площадью 736, 1 кв.м. (актуальны на день принятия оспариваемого нормативного правового акта). Исходя из того, что общая площадь спорного здания - 1657, 5 кв.м, а площадь помещения с кадастровым номером N с назначением "магазин" - 736, 1 кв.м, что составляет 44, 4% от общей площади здания, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о достаточности оснований для включения объекта с кадастровым номером N в Перечень на 2020 год. Техническая документация на объект недвижимости с кадастровым номером N подтверждает наличие более 20% общей площади помещений, имеющих назначение, разрешённое использование или наименование, предусматривающее размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами. Последующее изменения технической документации не может повлиять на вышеприведённый вывод, тем самым доказано фактическое использование помещения. В данном случае разрешённое использование земельного участка "для строительства складских помещений" не опровергает фактическое использование помещений в качестве торговых объектов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мухамадеева А.М. и кассационное представление прокурора Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 19 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.