Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 28 июля 2022 года кассационную жалобу Нигматуллина И.Ш. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года по административному делу N 2а-902/2022 по административному исковому заявлению Нигматуллина Ильшата Шарифовича к комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов, об отказе во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Альметьевска и Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в части территориальной зоны с Р1 на Ж1 в отношении земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения представителя комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Крутова К.С. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нигматуллин И.Ш. (далее также - административный истец) обратился в суд с означенным административным исковым заявлением к комитету земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности, орган местного самоуправления), исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет).
В обоснование административных исковых требований указано, что 10 сентября 2021 года обратился в комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый N: N площадью 948 кв.м, с указанием в заявлении цели использования: для индивидуального жилищного строительства.
Испрашиваемый земельный участок расположен на территориальной зоне Р1 - зона рекреационно-ландшафтных территорий.
В адрес Нигматуллина И.Ш. органом местного самоуправления направлен датированный 17 сентября 2021 года за N 15689/214 отказ в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположении земельного участка указанной площади и конфигурации.
Не согласившись с отказом, административный истец 24 сентября 2021 года вновь обратился с заявлением о разъяснении причин отказа по ранее поданному обращению от 10 сентября 2021 года.
4 октября 2021 года административному истцу комитетом земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности направлен ответ, которым заявителю разъяснено, что для изменения территориальной зоны необходимо обратиться в комиссию по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района и сельских поселений Альметьевского муниципального района с предложением о внесении изменений в правила землепользования и застройки. Вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки подлежит обсуждению на публичных слушаниях.
7 октября 2021 года административный истец обратился в комиссию по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района и сельских поселений Альметьевского муниципального района.
Ответом от 18 ноября 2021 года N 2127 административному истцу на его обращение сообщено о том, что заключением Комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района и сельских поселений Альметьевского муниципального района рекомендовано отказать, поскольку земельный участок, расположен в водоохраной зоне, необходимо согласование с Юго-восточным территориальным управлением Республики Татарстан.
Выражая свое несогласие с принятыми решениями об отказе по его обращениям, Нигматуллин И.Ш. просил суд: признать незаконными решения комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности:
- об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка за N 15689/214 от 17 сентября 2021 года, за N 16731/214 от 4 октября 2021 года, - об отказе во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с изменением территориальной зона Р1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) на Ж1 (для индивидуального жилищного строительства) за исх. N 2127/2 от 18 ноября 2021 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес";
- возложить на административного ответчика обязанность в срок не более чем 30 дней с момента вступления решения в законную силу принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером N на кадастровом плане, - принять решение о предварительном согласовании представления земельного участка Нигматуллину И.Ш. без проведения торгов, - внести изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Альметьевска и Альметьевского муниципального района с изменением территориальной зоны Р1 (зона рекреационно-ландшафтных территорий) на Ж1 (индивидуальное жилищное строительство).
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года, административное исковое заявление Нигматуллина И.Ш. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 28 июля 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Нигматуллин И.Ш, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами, просит отменить их ввиду несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы ее подателем указаны ранее приведенные в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе обстоятельства, по мнению подателя жалобы, свидетельствующие о незаконности решений комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности и нарушении прав административного истца, а также доводы о том, что судами не приняты меры к надлежащему установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, выслушав явившегося участника, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что 10 сентября 2021 года Нигматуллин И.Ш. обратился в комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, "адрес", Альметьевск муниципальный район, "адрес", с кадастровым номером N, площадь земельного участка 948 кв.м с указанием в заявлении вида разрешенного использования - спортплощадки, цели использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства.
Испрашиваемый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, к заявлению административным истцом приложена схема расположения земельного участка.
В ответ на данное обращение административному истцу направлено решение от 17 сентября 2021 года N 15689/214 об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N, мотивированное тем, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку земельный участок находится в водоохранной зоне реки Степной Зай (в её прибрежной защитной полосе).
Не согласившись в указанным решением, административный истец 24 сентября 2021 года повторно обратился с заявлением о предоставлении разъяснения на ранее направленный ответ.
4 октября 2021 года председателем комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности направлен ответ на обращение Нигматуллина И.Ш. с разъяснением, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Р2 - зона объектов санаторно-курортного лечения, туризма и спорта, где индивидуальное жилищное строительство не предусмотрено, указано, что в рамках муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка вопрос об изменении территориальных зон не рассматривается. Заявителю разъяснено, что для изменения территориальной зоны следует обратиться в комиссию по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан и сельских поселений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
7 октября 2021 года административный истец обратился в комиссию по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан и сельских поселений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. 18 ноября 2021 года административному истцу письмом N 22127 направлен отказ комиссии по внесению изменений в правила землепользования и застройки города Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан и сельских поселений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, мотивированный тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в водоохранной зоне, а потому необходимо согласование с Юго-Восточным территориальным управлением Республики Татарстан.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий приняты оспариваемые решения, соответствующие требованиям закона и не нарушающие прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд апелляционной инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы административного истца, согласился с выводами суда первой инстанции, правильно указал, что согласно сведениям Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Альметьевск", утвержденных решением Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 25 декабря 2009 года N 366 (далее - Правила землепользования и застройки города Альметьевска), испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне объектов санитарно-курортного лечения, туризма, спорта (Р2), выделенной для размещения объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
Сделан правильный вывод о том, что поскольку законом не предусмотрено использование для индивидуального жилищного строительства в вышеуказанной территориальной зоне земельного участка, отнесенного к категории объектов санаторно-курортного лечения, туризма и спорта, постольку не представляется возможной его передача административному истцу в аренду для целей индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, считая их обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Вопреки утверждениям подателя жалобы о незаконности решений комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности и нарушении прав административного истца, представляются правильными выводы судов об обратном. Сам по себе факт несогласия административного истца с оспариваемыми им решениями органа местного самоуправления не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Доводы автора жалобы о том, что в оспариваемых решениях отсутствуют ссылки на нормы закона, содержащие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Указания административного истца на нарушение его прав и законных интересов действиями (бездействием) административных ответчиков опровергаются материалами дела.
Материалами административного дела не подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности решений уполномоченного органа и реального нарушения при этом прав заявителя, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, в большинстве своем повторяющие доводы административного иска и апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 16 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нигматуллина И.Ш. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 14 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.