Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 августа
2022 года кассационную жалобу администрации города Оренбурга
(далее - Администрация) на решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда
от 24 февраля 2022 года по административному делу N 2а-6982/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к Администрации об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга о признании не действующим и не подлежащим применению со дня принятия приложения "Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования "город Оренбург" на 2020-2030 годы" к постановлению администрации города Оренбурга от 30 декабря 2020 года N 2150-п.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 11 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 февраля 2022 года, заявленные требования удовлетворены, оспоренный нормативный правовой акт признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Приводит доводы о неправомерной ссылке судов на приказ Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения", поскольку данный приказ вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта. Также указывает на допущенные процессуальные нарушения, связанные с исследованием доказательств, составлением итогового судебного акта, а также на отсутствие нарушений прав неопределенного круга лиц и публичных интересов в связи с принятием оспариваемого постановления.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года
N 257-ФЗ).
Статьей 3 названного федерального закона определено, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности сформулированы в части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября
2007 года N 257-ФЗ, одним из которых является осуществление
дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443 "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2017 года N 443) комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 вышеприведенной статьи).
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443 требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Во исполнение вышеприведенных положений закона приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, которые устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также порядку их подготовки, согласования и утверждения.
Указанный приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует
до 1 января 2027 года (пункт 2 названного приказа).
До 1 января 2021 года действовал приказ Минтранса России
от 26 декабря 2018 года N 480 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения".
Удовлетворяя заявленные требования и признавая не действующим оспариваемый нормативный правовой акт "Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования "город Оренбург" на 2020-2030 годы", судебные инстанции обоснованно исходили из того, что он противоречит требованиям приказа Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274, поскольку не содержит сведений об утверждении данной схемы и ее согласовании (пункт 15); об оценке и анализе показателей качества содержания дорог, перспективах развития дорог на территории, параметрах эффективности организации дорожного движения; об анализе прохождения маршрутов регулярных перевозок по участкам дорог, движение по которым связано с потерями времени (задержками) при
движении транспортных средств (пункт 21), а также пояснительную записку (пункт 36).
Аргументы кассационной жалобы о том, что приказ Минтранса России от 30 июля 2020 года N 274 вступил в силу с 1 января 2021 года, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Так, судом апелляционной инстанции верно констатировано, что административный ответчик не представил доказательств соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям ранее действовавшего приказа Минтранса России от 26 декабря 2018 года N 480
"Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения".
При этом мотивировочная часть апелляционного определения содержит ссылки на положения ранее действовавшего приказ Минтранса России
от 26 декабря 2018 года N 480, которым не соответствует Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования "город Оренбург" на 2020-2030 годы.
Другие доводы кассационный жалобы о допущенных, по мнению заявителя процессуальных нарушениях, не влияют на правильность выводов судебных инстанций, в связи с чем отмену судебных актов не влекут.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 24 февраля
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 23 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.