Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 1 сентября 2022 года и поступившую в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 7 сентября 2022 года кассационную жалобу Избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области на решение Нововятского районного суда г. Кирова от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2022 года по административному делу N 2а- 831/2022 по административному исковому заявлению Избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области" к Территориальной избирательной комиссии Нововятского района г. Кирова об оспаривании решения о регистрации списка кандидатов.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку посредством видеоконференцсвязи объяснения представителя Избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области по доверенности Катаевой Ю.В, возражения представителя Территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова Плюсниной О.Ю. против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Кировской городской Думы от 16 июня 2022 года N 57/1 "О назначении выборов депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва" на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва.
Решением Кировской городской Думы от 29 марта 2017 года N 56/21 "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы" утверждена схема 18 одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Кировской городской Думы.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 12 мая 2022 года N 7/45-7 "О возложении полномочий по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования "Город Киров" исполнение полномочий, установленных Федеральными законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории муниципального образования "Город Киров" с 16 мая 2022 года возложено на территориальную избирательную комиссию Нововятского района города Кирова.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова "О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области" от 1 августа 2022 года N 34/159 была осуществлена регистрация списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области".
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова "О регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области" от 9 августа 2022 года N 37/174 была осуществлена регистрация списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области" в количестве 29 человек.
Избирательное объединение "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене вышеназванного постановления Территориальной избирательной комиссии Нововятского района города Кирова о регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области"
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что решение о выдвижении региональным отделением Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва принято не уполномоченным органом - Правлением партии, а не Конференцией (Общим собранием), как того требует статья 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях". В нарушение подпункта "б" пункта 24 статьи 38 и пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", части 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ, части 2 статьи 29.1, пункта "б" части 6 статьи 30.2 и пункта "б" части 3 статьи 30.10 Закона Кировской области от 28 июля 2005 года N 346-ЗО "О выборах депутатов предварительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области", Территориальная избирательная комиссия Нововятского района города Кирова приняла незаконное решение о регистрации списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по Нововятскому одномандатному избирательному округу N 18.
Решением Нововятского районного суда города Кирова от 19 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" отказано.
В кассационной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм процессуального и материального права, и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор, повторяя доводы административного искового заявления и апелляционной жалобы, указывает на то, что у Правления регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" в Кировской области отсутствовали полномочия по принятию решения о выдвижении кандидатов, не являющихся членами какой-либо партии, поскольку положения подпункта 1 пункта 2 статьи 32, подпункта 1 пункта 2 статьи 34 Устава партии закрепляют дополнительные условия для выдвижения кандидатов в депутаты, не являющихся членами каких-либо политических партий, устанавливая, что данные кандидатуры подлежат рассмотрению на Конференции (общем собрании) регионального отделения партии.
Кроме того, по мнению автора кассационной жалобы, учитывая, что в выборах участвует региональное отделении указанной партии, в соответствии с требованиями части 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решение о выдвижении кандидатов от регионального отделения партии должны приниматься на конференции или общем собрании региональных отделений политических партий, что в данном случае отсутствует.
Административный истец в жалобе обращает внимание на иные допущенные региональным отделением указанной партии нарушения процедуры выдвижения кандидатов.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено ввиду следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Как следует из материалов дела и установлено судами, политическая партия "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" зарегистрирована 21 июня 2012 года и имеет региональное отделение в Кировской области.
Региональное отделение Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" включено в список избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах депутатов Кировской городской Думы седьмого созыва.
Местных отделений Политическая партия "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" на территории Кировской области не имеет.
Согласно протоколу заседания Правления регионального отделения Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" от 22 июля 2022 года на данном мероприятие осуществлено выдвижение списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва по единому избирательному округу путём проведения тайного голосования. Принято решение о выдвижении списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы седьмого созыва в количестве 29 кандидатов.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходя из требований Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), положений Устава политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость", установив, что выдвижение списка кандидатов в депутаты Кировской городской Думы города Кирова седьмого созыва по единому избирательному округу от регионального отделения политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" осуществлено уполномоченным органом регионального отделения политической партии в соответствии с требованиями Федерального закона N 95-ФЗ, пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления ТИК Нововятского района города Кирова о регистрации списка кандидатов в депутаты.
Судебная коллегия находит выводы судов правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по следующим основаниям.
Основания для отмены судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, приведены в содержании пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
К числу таких оснований подпункт "а" упомянутого пункта относит возникновение вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з, " "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 поименованного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что основаниями отказа в регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, - является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"); для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 указанного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Аналогичные положения предусмотрены Законом Кировской области от 28 июля 2005 года N 346-ЗО "О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области".
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
Устав политической партии должен содержать, в том числе, положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
В силу пункта 3.1 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или её регионального отделения.
Таким образом, в отношении выборов в органы местного самоуправления законодатель допускает возможность принятия решения о выдвижении кандидатов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, и не ограничивает право коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии выдвигать кандидата в ситуации, когда создано и действует региональное отделение политической партии.
Согласно пункту 33 Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" (далее - Устав партии), правление регионального отделения является постоянно действующим руководящим выборным коллегиальным органом регионального отделения, осуществляющим в период между Конференциями (Общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.
Из положений пункта 4 части 2 статьи 34 Устава Политической партии "Российская партия пенсионеров за социальную справедливость" следует, что к компетенции Правления регионального отделения относится выдвижение тайным голосованием кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований, кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований (на должность главы муниципального образования, являющегося областным, краевым, окружным и республиканским центрами, - по предварительному согласованию с Президиумом или Бюро Президиума), в случае отсутствия местного отделения на соответствующей территории.
Отвергая доводы административного истца об отсутствии полномочий у Правления регионального отделения политической партии на выдвижение списка кандидатов в депутаты, как основание для отмены регистрации кандидата, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, констатировав, что вопрос о выдвижении кандидатур на выборы находился в компетенции Правления регионального отделения политической партии в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 34 Устава партии и не требовал согласования на Конференции (общем собрании), на заседании Правления кворум имелся, голосование по вопросу выдвижения кандидатов в депутаты было тайным, по итогам голосования избирательным объединением выдвинут список кандидатов в депутаты Кировской городской Думы города Кирова седьмого созыва по единому избирательному округу; оспариваемое постановление от 9 августа 2022 года N 37/174 принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, не нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра постановленных по делу судебных актов судов обеих инстанций, в том числе по доводам кассационной жалобы. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что у Правления регионального отделения политической партии отсутствовали полномочия по принятию решения о выдвижении списка кандидатов, поскольку они не являлись членами какой-либо партии, в силу чего в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 32 Устава партии данные кандидатуры подлежали рассмотрению на Конференции (общем собрании) регионального отделения партии, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Как следует из содержания подпункта 1 пункта 2 статьи 32 Устава партии к компетенции Конференции (Общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится рассмотрение кандидатур, не являющихся членами каких-либо политических партий, которые обратились в установленном законодательством о выборах порядке с предложением о включении их в списки кандидатов в депутаты, выдвигаемые Партией и её структурными подразделениями, о выдвижении их Партией и её структурными подразделениями кандидатами на выборные должности.
Вместе с тем, судами не установлен факт обращения выдвинутых кандидатов в региональное отделение в порядке, который регламентирован указанным выше пунктом Устава партии.
Также несостоятельны доводы кассационной жалобы о том, что, поскольку в выборах участвовало региональное отделение политической партии, постольку в силу требования части 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решение о выдвижении кандидатов от регионального отделения партии должно приниматься на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
Как уже указывалось выше, в силу части 2 статьи 25 Федерального закона N 95-ФЗ решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Из анализа приведенной нормы следует, что решения о выдвижении региональным отделением политической партии кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии, а иным органом такое решение может быть принято в том случае, если решение о выдвижении кандидата принимается структурным подразделением политической партии либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Как установлено судами обеих инстанции, решение о выдвижении списка кандидатов принималось Правлением регионального отделения партии, право которого на выдвижение кандидатов в депутаты закреплено положениями подпункта 4 пункта 2 статьи 34 Устава партии.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нововятского районного суда г. Кирова от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кировского областного суда от 29 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Избирательного объединения "Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ" в Кировской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 8 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.