Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Кириченко А.Д, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео конференц-связи (с Ленинским районным судом г.Орска Оренбургской области) кассационную жалобу Комарова А.С. на решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 июня 2022 года по гражданскому делу N 2-337/2022 по иску Комарова А.С. к Государственному учреждению - Отделению пенсионного фонда РФ по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Комарова А.С, представителя ГУ - ОПФР по Оренбургской области Шуваевой М.С, действующей на основании доверенности от 01 декабря 2021 года, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Комаров А.С. обратился в суд с иском к ГУ - УПФР в г..Орске Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, указал, что 01 июня 2021 года он обратился в УПФР в г..Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако, ответчиком принято решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 10 лет. По мнению ответчика из специального стажа подлежат исключению следующие периоды: с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года (2 года 09 месяцев 20дней) - учеба в СПТУ-14 г..Орска; с 24 июня 1989 года по 06 мая 1991 года (1 год 10 месяцев 13 дней) - период службы в армии, поскольку в соответствий с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года, период службы приравнивается к работе по Списку N 1 в размере, не превышающем работы по Списку N 1 до 01 января 1992 года; с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года (00 лет 03 месяца 03 дня) учеником плавильщика, плавильный цех N 1 ОАО "ОЗЦМ". Истец не согласен с исключением указанных периодов из стажа работы.
Так, в период начала прохождения истцом обучения в СПТУ N 14 до 01 января 1992 года действовал Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590. В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 указанного Положения кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывается в том числе, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
В этой связи период обучения в СПТУ-14 г.Орска подлежит включению в подсчет страхового стажа. Выводы ответчика о включении периода службы в армии в стаж работы о Списку N 1 в размере, не превышающем работы по Списку N 1 до 01 января 1992 года, основаны на неверном толковании норм материального права. По ранее действующему законодательству при назначении пенсии на льготных условиях рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием периода. По окончании службы в армии истец трудоустроился на Орский завод по обработке цветных металлов по профессии, относящейся к Списку N 1.
Согласно решению ответчика от 18 июня 2021 года продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости составила 07 лет 01 месяц 18 дней.
Таким образом, период с 24 июня 1989 года по 06 мая 1991 года продолжительностью 01 год 10 месяцев 13 дней подлежит включению в специальный стаж. Также Пенсионным фондом не засчитан в стаж период с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года продолжительностью 00 года 03 месяца 03 дня - ученик плавильщика, плавильный цех N 1 ОАО "ОЗЦМ". Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены "плавильщики металла и сплавов" и Списком N 1 утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, предусмотрены "плавильщики, их подручные, старшие плавильщики и бригадиры плавильщиков". Согласно записи в трудовой книжке истец принят учеником плавильщика в плавильный цех N 1 на полный рабочий день, то есть находился на рабочем месте и выполнял работу подручного плавильщика.
Таким образом, периоды осуществления трудовой деятельности в период с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года подлежат включению в пенсионный стаж.
Просил суд признать решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости N от 18 июня 2021 года незаконным. Включить следующие периоды в специальный стаж: с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года (02 года 09 месяцев 20 дней) - учеба в СПТУ-14 г.Орска; с 24 июня 1989 года по 06 мая 1991 года (01 год 10 месяцев 13дней) - период службы в армии, с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года (00 лет 03 месяца 03 дня) учеником плавильщика, плавильный цех N 1 ОАО "ОЗЦМ", назначить досрочную страховую пенсии по старости с момента возникновения права.
Решением Советского районного суда г.Орска от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Комарова А.С. к Государственному учреждению Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, назначении пенсии, отказано.
В кассационной жалобе Комаров А.С. просит отменить решение и апелляционное определение, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу ГУ - ОПФР по Оренбургской области просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения Комарова А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя ГУ - ОПФР по Оренбургской области Шуваевой М.С, просившей судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 01 июня 2021 года Комаров А.С. обратился в ГУ - УПФ РФ в г.Орске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением начальника ГУ - УПФ РФ в г.Орске от 18 июня 2021 года N Комарову А.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по заявленному основанию в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составила 07 лет 01 месяц 18 дней, требуется 10 лет. При имеющейся продолжительности стажа на соответствующих видах работ право на назначение пенсии досрочно возникает в 53 года.
Согласно решению начальника ГУ - УПФ РФ в г.Орске от 18 июня 2021 года N в стаж истца по Списку N 1 не засчитаны периоды: с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года учеником плавильщика, плавильный цех N 1 ОАО "ОЗЦМ", с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года - учеба в СПТУ - 14 г.Орска. Период службы в армии по призыву с 07 мая 1991 года по 25 июня 1991 года зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в размере, не превышающем стаж работы по Списку N 2 от 22 августа 1956 года по состоянию на 01 января 1992 года (00 лет 01 месяц 19 дней).
Из трудовой книжки Комарова А.С. усматривается, что в период с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года он проходил обучение в СПТУ - 14 г.Орска; с 24 июня 1989 года по 25 июня 1991 года проходил службу в Советской Армии; с 29 июля 1991 года принят учеником плавильщика в плавильный цех N 1 Орского завода по обработке цветных металлов; 01 ноября 1991 года переведен плавильщиком 4 разряда в плавильный цех N 1.
Разрешая требования Комарова А.С. о включении в специальный стаж, периода его обучения в СПТУ - 14 г.Орска с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года, суд обоснованно исходил из того, что на момент обучения истца действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590.
Согласно абзацу 14 пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении положения о порядке выплаты и назначении государственных пенсий" предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период обучения в ПТУ, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
За окончанием периода прохождения истцом обучения в СПТУ -14 г.Орска следовал период его службы в армии.
В связи с чем, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оснований для включения периода прохождения обучения в СПТУ - 14 г.Орска с 01 сентября 1986 года по 20 июня 1989 года, в льготный стаж не имеется.
Разрешая требования о включении в подсчет специального стажа истца периода с 07 мая 1991 года по 25 июня 1991 года службы в рядах Советской Армии по призыву, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение ответчика о включении в льготный стаж периода службы в армии продолжительностью 00 лет 01 месяц 19 дней соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона "О страховых пенсиях", указанных, в том числе, в абзаце 3 подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В силу пункта 109 названного Положения, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, период обучения в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"), служба в составе Вооруженных Сил СССР (подпункт "к"). При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпунктов "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 применяется при оценке периодов, имевших место до 01 января 1992 года, так как с 01 января 1992 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку после прохождения Комаровым А.С. службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 24 июня 1989 года по 25 июня 1991 года, последовало трудоустройство на работу, предусмотренную Списком N 1, и на 31 декабря 1991 года продолжительность его работы, составила 00 лет 01 месяц 19 дней, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение ответчика о включении в льготный стаж периода службы в армии продолжительностью 00 лет 01 месяц 19 дней, является обоснованным.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периода с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года учеником плавильщика в плавильном цеху N 1 Орского завода по обработке цветных металлов, суд первой инстанции исходил из того, что к указанному периоду в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года подлежит применению список N 1, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах". Согласно указанному Списку N 1 работа в должности ученика соответствующей должности списком не предусмотрена. Поскольку истец настаивает на включении в специальный стаж периода с 29 июля 1991 года по 31 октября 1991 года, обязанность по доказыванию идентичности условий труда ученика и подручного плавильщика лежала на истце в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако таких доказательств истцом не представлено. Также не представлены доказательства обучения истца на предприятии при фактическом выполнении им обязанностей плавильщика.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
В силу пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу подпункта "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
Поскольку действовавшее в период обучения и прохождения военной службы истца в составе Вооруженных сил (до 31 декабря 1991 года) правовое регулирование предусматривало возможность зачета обучения и службы в специальный стаж работы при определенных условиях, доказательств соблюдения которых истцом не представлено, выводы судов являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы об обратном являются необоснованными.
Выводы судов основаны на анализе норм действующего законодательства, оценке представленных суду доказательств, являются обоснованными. Оснований для иных выводов судебная коллегия не находит.
Доводы жалобы истца о том, что судом дана неверная оценка представленным доказательствам не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм материального права, неправильной оценке обстоятельств дела являются необоснованными, сводятся к несогласию с принятыми судом судебными постановлениями, не влекут отмены или изменения решения и апелляционного определения.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи А.Д.Кириченко
Н.А.Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.