Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации г. Ставрополя Ставропольского края на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 8 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г. по административному делу N 2а-3424/2021 по административному исковому заявлению Садыковой А.А. к администрации г. Ставрополя, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о признании постановления от 14 ноября 2019 г. N 3231 незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Тебелевой Е.И, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Симоненко И.И, поддержавших доводы кассационных жалоб, административного истца Садыковой А.А, возражавшей против жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Садыкова А.А. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя (далее также - администрация), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее также - министерство) о признании постановления от 14 ноября 2019 г. N незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обоснование своих требований указала на то, что определением судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда 17 июля 2019 г. на администрацию г. Ставрополя, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить ей на состав семьи из четырех человек во внеочередном порядке жилое помещение в г. Ставрополе по договору социального найма с учетом права ребенка - инвалида, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дополнительную жилую площадь, во исполнение которого администрацией вынесено оспариваемое постановление от 14 ноября 2019 г. N о предоставлении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма трехкомнатной "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, по "адрес" Считает данное постановление незаконным, дискриминационным, администрацией грубо нарушена норма предоставления жилой площади и требования жилищного законодательства, принято без учета интересов ребенка - инвалида колясочника со стойким нарушением функции нижних конечности, в связи с ухудшением беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; в данном микрорайоне отсутствует лечебно-профилактические учреждения, детская городская больница, в связи с изложенным просила признать постановление администрации г. Ставрополя от 14 ноября 2019 г. N о предоставлении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма трехкомнатной "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. по "адрес" незаконным и обязать администрацию города Ставрополя вынести новое постановление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Садыковой А.А на состав семьи четыре человека во внеочередном порядке жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м, но не более "данные изъяты" кв.м.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 июля 2020 г. административный иск удовлетворен частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 26 января 2021 г. решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 13 июля 2020 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 мая 2021 г. административный иск удовлетворен частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 сентября 2021 г. указанное решение суда отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 8 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г, административный иск Садыковой А.А. удовлетворен частично, признано незаконным, подлежащим отмене постановление администрации города Ставрополя от 14 ноября 2019 г. N о предоставлении из муниципального жилищного фонда по договору социального найма трехкомнатную "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, по "адрес", на административных ответчиков возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма семье Садыковой, составом семьи из четырех человек, с учетом права ребенка - инвалида, на дополнительную жилую площадь. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационных жалобах, поступивших вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2022 г, администрация г. Ставрополя, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края просят отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права, принятие их без учета обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя по доверенности Тебелевой Е.И, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Симоненко И.И, поддержавших доводы кассационных жалоб, административного истца Садыковой А.А, возражавшей против жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (абзац восьмой статьи 17 Федерального закона N181-ФЗ).
В силу пункта 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что постановлением администрации города Ставрополя от 10 ноября 2015 г. N семья Садыковой А.А, составом из 4 человек: она, муж - Садыков И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - Садыков И.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын - ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, как семья, имеющая детей-инвалидов, включена в список под N, а также включена в качестве нуждающейся в жилых помещениях как имеющая ребенка-инвалида с тяжелой формой хронического заболевания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Из материалов дела также следует, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 17 июля 2019 г. было отменено решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 13 сентября 2018 г. и принято новое решение, которым были удовлетворены исковые требования Садыковой А.А. и на администрацию города Ставрополя, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить Садыковой А.А. составом семьи из четырех человека: она, муж - Садыков И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын - ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын - ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во внеочередном порядке жилого помещения в городе Ставрополе по договору социального найма с учетом права ребенка-инвалида ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на дополнительную жилую площадь. На основании выданного судом исполнительного листа от 12 августа 2019 г. N на основании данного решения суда постановлением судебного пристава-исполнителя Октябрьского РО СП г. Ставрополя от 28 августа 2019 г. возбуждено исполнительное производство N
Постановлением администрации города Ставрополя от 14 ноября 2019 г. N семье Садыковой А.А. из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставлена трехкомнатная квартира N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, по "адрес".
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 8 июня 2020 г. указанное исполнительное производство окончено.
Согласно представленному в материалы дела акту обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 3 декабря 2021 г..N, проведенного межведомственной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности их для инвалидов на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, созданной постановлением администрации города Ставрополя от 20 сентября 2017 г..N 1761 "О создании межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий доступности их для инвалидов на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края", в соответствии с планом мероприятий, утвержденным постановлением администрации города Ставрополя от 31 октября 2018 г..N 2219 "Об утверждении Плана мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, а также частного жилищного фонда, с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов", при проведении обследования жилого помещения и общего имущества, в многоквартирном доме по адресу "адрес" на
соответствие требованиям, предусмотренным разделами III и IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г..N 649, на основании визуально-инструментального обследования межведомственной комиссией проведена проверка на соответствие требованиям доступности для маломобильных групп населения, установленных разделами III и IV требований и СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (далее - Свод правил) установлено: общедомовое имущество многоквартирного жилого дома "адрес" не соответствует требованиям доступности для, маломобильных групп населения по следующим признакам: при входе в здание с улицы отсутствует пандусный съезд или подъемное устройство, что нарушает требования пункта 5.1.14. Свода правил; на пути движения маломобильных групп населения внутри подъезда и квартиры имеются пороги с высотой более 0, 014 м, высота порогов не соответствует требованиям пункта 6.2.4, 7.1.4. Свода правил; существующая внутренняя входная группа не имеет пандуса или подъёмной платформы, что нарушает требования пункта 5.1.14. Свода правил; внутри подъезда отсутствует лифт и (или) подъемная платформа.
Жилое помещение (квартира N) не соответствует следующим требованиям доступности для маломобильных групп населения: на пути движения внутри квартиры попадаются пороги с высотой более 0, 014 м, что не соответствует требованиям пункта 6.2.4, 7.1.4. Свода Правил; входные, внутренние квартирные и балконные двери имеют ширину дверных и арочных проемов менее 0, 9 метра. На входных и балконных дверях отсутствуют доводчики с регулируемым усилием и замедлением динамики открывания и закрывания, что не соответствует требованиям пункта 6.1.5. Свода Правил.
Ванная комната и туалет не соответствует требованиям доступности для маломобильных групп населения по следующим признакам: отсутствуют откидные опорные поручни, штанги, что не удовлетворяет требованиям пункта 7.1.5. Свода Правил; ванная комната не оборудована универсальной кабиной для купания, что не удовлетворяет требованиям пункта 6.3.1. Свода Правил.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения, закрепленные в вышеприведенных нормах Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, установив вышеприведенные обстоятельства дела, исходил из того, что предоставленное семье Садыковой А.А. оспариваемым постановлением жилое помещение не отвечает требованиям закона, а также не соответствуют требованиям СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принято без учета состояния здоровья ребенка - инвалида со стойким нарушением функции нижних конечностей и необходимых условий для реабилитации, проживания ребенка-инвалида ФИО
Таким образом, суд правомерно признал требования административного истца подлежащими удовлетворению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая оценка, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
Ссылка в кассационных жалобах на изменение состава семьи Садыковой И.И. несостоятельна и не может являться основанием отказа в удовлетворении административного иска и исполнения обязанности, возложенной на административных ответчиков вступившим в законную силу судебным актом о возложении обязанности на административных ответчиков предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом в составе семьи ребенка-инвалида.
Доводы жалоб, в том числе о выходе судом за пределы заявленных административных исковых требований являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела и мотивированно отклонены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 8 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, администрации г. Ставрополя Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.