Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 05.04.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Яндиева И. Б. к Федеральному казенному учреждению исправительная колония N 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Яндиев И.Б. обратился в Назрановский районный суд Республики Ингушетия с административным заявлением о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения исправительная колония N 56 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области (далее - ФКУ ИК-56 УФСИН России по Свердловской области) по постановке его 21.08.2017 на профилактический учет, как лица, склонного к изучению, пропаганде, а также исповедующего и распространяющего экстремистскую идеологию. Заявленные требования мотивированы отсутствием оснований для постановки на учет, не отнесения его к таким лицам и отсутствием доказательств отнесения, а также нарушением процедуры постановки на учет, поскольку на заседании комиссии, где разрешился этот вопрос он не присутствовал, с протоколом комиссии от 21.08.2017 его ознакомили 25.08.2017.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 20.08.2020, в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности постановки истца на профилактический учет, как лица, склонного к изучению, пропаганде, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию, поскольку информация о статьях обвинения Яндиева И.Б. и доводы, уполномоченного должностного лица колонии, осуществляющего контроль за осужденными, давали основания для инициирования процедуры постановки на профилактический учет его как "лица, склонного к изучению, пропаганде, исповедующее либо распространяющее экстремистскую идеологию".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16.02.2021 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении требований.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2021 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16.02.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 05.04.2022 решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 20.08.2020 отменено, по делу принято ново решение об удовлетворении требований. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о непредставлении административным ответчиком доказательств обоснованности постановки административного истца на оспариваемый профилактический учет и доказательств соблюдения процедуры рассмотрения данного вопроса на комиссии относительно принятия мер к участию на ней осужденного.
Не согласившись с постановленным судом апелляционной инстанции судебным актом административный ответчик обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношении, оставлении без внимания фактических обстоятельств дела, в частности приводит доводы о наличии оснований для постановки Яндиева И.Б. на профилактический учет, соблюдения при этом регламента Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы, утв. приказом Министерством юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72, указывает об отсутствии процессуальных оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, которое просит оставить в силе.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17.08.2022.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что административный истец Яндиев И.Б. 11.11.2013 осужден Московским областным судом г. Красногорска по части 2 статьи 210, части 2 статьи 209, части 3 статьи 222, пункту "б" части 3 статьи 205, с применением части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации, к пожизненному лишению свободы.
В период с 10.02.2015 по 17.12.2017 отбывал наказание в ФКУ ИК- 56 ГУФСИН России по Свердловской области. В настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю.
В соответствии с психологической характеристикой на осужденного Яндиева И.Б, данной 11.02.2015 по прибытию в учреждение, осужденный в полной мере не осознает общественной опасности совершенного преступления, придает особое значение тюремным традициям, ранее совершал попытку суицида в связи с чем был поставлен на профилактический учет в предыдущем учреждении, как склонный к суициду. Как рекомендации: особое внимание уделять разъяснению правил и норм общества, необходим особый контроль, учитывая, что поступки непредсказуемы, необходимо оказывать помощь в адаптации.
На основании рапорта оперуполномоченного оперативного отдела учреждения Чиндина Д.Г. от 12.02.2015, при поступлении в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области Яндиев И.Б. 16.02.2015 поставлен на профилактический учет, как лицо, склонное к совершению побега, нападению на представителей власти и иных сотрудников правоохранительных органов, суициду и членовредительству, сроком на 6 месяцев.
В период отбытия наказания в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области Яндиев И.Б. 21.08.2017 поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к изучению и пропаганде, а также исповедующее или распространяющее экстремистскую идеологию.
Основанием постановки на учет послужил рапорт оперуполномоченного оперативного отдела ИК-56 Филипского С.В. от 15.08.2017, в котором указано, что исходя из изучения материалов личного дела и личности осужденного Яндиева И.Б, последний ложно понимая представления о борьбе за идеи религии, умышленно вступил в состав незаконной вооруженной группы, с целью дестабилизации обстановки и нарушения общественной опасности в Чеченской Республике и на территории республик Северного Кавказа, а также нарушения территориальной целостности путем создания независимых исламских государств, исповедующих радикальный ислам, умышленно совершил тяжкие преступления террористического характера. На основании изложенного считает необходимым поставить Яндиева И.Б. на профилактический учет, как лицо, склонное к изучению, пропаганде, исповедующего либо распространяющего экстремистскую идеологию.
Как следует из протокола заседания комиссии ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области от 21.08.2017, на которой принимали участие, в том числе, оперуполномоченный оперативного отдела Филипский С.В. и осужденный Яндиев И.Б, комиссией единогласно принято решение о постановке Яндиева И.Б. на профилактический учет. С протоколом Яндиев И.Б. ознакомлен 25.08.2017, указав, что участие на заседании комиссии не принимал.
Довод кассационной жалобы об этом опровергается протоколом, подписанным членами комиссии, которые к его содержанию замечаний и дополнений не имели. В протоколе указано о рассмотрении вопроса с участием осужденного.
Статьей 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации воспитательная работа с осужденными к лишению свободы направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня.
Частью 1 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2013 N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы (далее - Инструкция), которая регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовноисполнительной системы.
В силу пункта 8 Инструкции по профилактике правонарушений основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено выявление в учреждениях УИС осужденные, допускающие правонарушения либо намеревающиеся их совершить, выявляются путем: изучения их личных дел, сбора информации, полученной сотрудниками подразделений воспитательной работы, режима, охраны, оперативного отдела, отдела специального учета, психологической лаборатории, профессионального училища, школы, предприятия, медицинской части, а также поступившей из других источников (в том числе по результатам цензуры корреспонденции), заявлений подозреваемых, обвиняемых и осужденных, изучения записей в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, Журнале учета информации о происшествиях, Журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, Журнале учета нарушений режима отбывания наказания и Журнале рапортов приема-сдачи дежурств и другой документации, в которой могут содержаться сведения о противоправном поведении и намерениях подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
В силу пункта 15 Инструкции отделы безопасности (режима) учреждений УИС:
обеспечивают систему изоляции и надзора, выполнение подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными распорядка дня и соблюдение правил поведения;
оформляют и постоянно обновляют планшеты информации о лицах, поставленных на профилактический учет, ведут учетные карточки и журнал учета этих лиц;
по информации оперативных отделов учреждений УИС пресекают каналы проникновения к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;
совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;
разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждения УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет;
выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию.
Пунктом 16 Инструкции регламентирована деятельность оперативных отделов учреждений УИС, в соответствии с которой:
осуществляют сбор информации, необходимой для разработки основных мероприятий по предупреждению правонарушений, изучают негативные процессы среди лиц, поставленных на профилактический учет, обеспечивают за ними оперативный контроль. Своевременно доводят до руководства учреждения УИС информацию об оперативной обстановке на объектах учреждения, а в необходимых случаях - до дежурного помощника начальника учреждения, дежурного помощника начальника колонии, дежурного помощника начальника больницы, дежурного помощника начальника следственного изолятора, дежурного помощника начальника тюрьмы и сотрудников других заинтересованных подразделений учреждения УИС;
при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений;
выявляют организаторов и активных участников группировок отрицательной направленности, принимают меры к их разобщению, выявляют иных лиц, намеревающихся совершить правонарушения;
совместно с другими подразделениями учреждения УИС принимают меры к пресечению конфликтных ситуаций среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
выявляют и пресекают каналы поступления к подозреваемым, обвиняемым и осужденным предметов, запрещенных к использованию в учреждениях УИС;
совместно с другими подразделениями учреждения УИС проводят работу по склонению к отказу от противоправных намерений и действий подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
во взаимодействии с правоохранительными органами проводят мероприятия по профилактике правонарушений в учреждениях УИС;
совместно с сотрудниками заинтересованных подразделений учреждений УИС готовят материалы к рассмотрению на заседаниях комиссии администрации учреждения УИС по вопросам постановки подозреваемых, обвиняемых и осужденных на профилактический учет;
разрабатывают и реализуют совместно с другими подразделениями учреждений УИС профилактические мероприятия с лицами, поставленными на профилактический учет, результаты работы отражают в характеризующих данных;
выявляют возникающие конфликтные ситуации между лицами, поставленными на профилактический учет, и другими подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными и принимают меры к их разрешению и урегулированию, ежедневно уточняют и обновляют список лиц, поставленных на профилактический учет, хранящийся в оперативном отделе.
Изложенное свидетельствует о том, что постановка осужденного на профилактический учет преследует цель недопущения правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, являющихся составной частью воспитательной работы, влечет возникновение дополнительных обязанностей у администрации исправительного учреждения в виде проведения с ним индивидуальной профилактической работы, не налагая на осужденного каких-либо дополнительных ограничений или обязанностей.
По настоящему делу Яндиев И.Б. поставлен на профилактический учет на основании информации, содержащейся в рапорте оперуполномоченного сотрудника оперативного отдела, основанной на изучении личного дела осужденного и постановленного в отношении него приговора.
В соответствии с пунктом 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к изучению, пропаганде, исповедующие либо распространяющие экстремистскую идеологию.
Пунктами 26, 27 Инструкции предусмотрено, что инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.
Пунктом 30 Инструкции по профилактике правонарушений предусмотрено, что начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления с материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции по профилактике правонарушений).
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что решение административной комиссии ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области от 21.08.2017 о постановке Яндиева Б.И. на профилактический учет по основанию, предусмотренному девятым дефисом пункта 24 Инструкции, принято с соблюдением установленной процедуры на основании достоверных и проверенных данных об отнесении его к лицам, изучающим, пропагандирующим, исповедующим либо распространяющим экстремистскую идеологию, что подтверждается постановленным в отношении него приговором, а также с учетом сведений, характеризующих осужденного и его поведения в период отбывания наказания.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеющаяся у сотрудников учреждения информация, в том числе о ранее совершенных Яндиевым И.Б. преступлениях, давала в своей совокупности основания для постановки его на профилактический учет.
Нарушений процедуры принятия такого решения комиссией ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области не допущено, порядок постановки истца на профилактический учет, предусмотренный Инструкцией, соблюден, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и признании незаконным действий по принятию решения о постановке Яндиева И.Б. на профилактический учет, у суда апелляционной инстанции не имелось.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что судом апелляционной инстанции при принятии решения неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Принятый судом первой инстанции судебный акт являлся законным и обоснованным, при его принятии судом верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку суда по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было, все юридически значимые обстоятельства были установлены. Оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции судом апелляционной инстанцией не имелось.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
С учетом изложенного, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 05.04.2022 нельзя признать законным, так как оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта, выводы суда не соответствуют совокупности фактических обстоятельств дела, что является в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для его отмены в кассационном порядке с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 05.04.2022 отменить, оставить в силе решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 20.08.2020.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.09.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.