Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Бор Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Бор Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Найденовой О.Н, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Новиков С.В. обратился в суд с названным административным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в лице МВД России за причинение морального вреда и нравственного страдания компенсацию в размере 500 000 рублей за весь период пребывания в ИВС г. Бор Нижегородской области, а также вынести частное определение суда с направлением в компетентные органы для организации проверочных мероприятий.
Требования мотивировал тем, что он, являясь осужденным, содержался в ИВС ОМВД России по г. Бор Нижегородской области для проведения следственных действий и судебных процессов с нарушением условий его содержания, которые выразились в непредоставлении ему ежедневных прогулок во время нахождения в ИВС г. Бор, содержании его в одной камере с лицом, страдающим туберкулезом.
Кроме того указал, что бытовые условия, не отвечают требованиям гигиены и санитарии; вновь прибывшим не проводят санитарную обработку в санитарных пропускниках ИВС или бане, отсутствует санитарный пропускник и медицинский кабинет; туалеты в камерах открытого типа, что предоставляет неудобства другим сокамерникам, а также ущемляет достоинство административного истца и его конституционные права.
Также указал, что он является бывшим военнослужащим внутренних войск МВД России, однако с 22 мая 2019 года по 27 мая 2020 года его содержали в общих камерах, где он систематически подвергался психологическому и моральному воздействию, унижению человеческого достоинства со стороны сокамерников, а также неоднократно этапировался из СИЗО в ИВС и обратно со всеми подозреваемыми и обвиняемыми в общих камерах; при отбытии из ИВС он забыл сумку с вещами, которую ему не возвратили.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 16 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2022 года, административный иск удовлетворен частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Новикова С.В. компенсация морального вреда в сумме 25 000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 июля 2022 года и поступившей в Первый кассационный общей юрисдикции 22 июля 2022 года, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Бор Нижегородской области просит отменить судебные постановления и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывают на отсутствие доказательств, с достоверностью подтверждающих несоответствия условий содержания Новикова С.В. предъявляемым требованиям, а также причинение физических или нравственных страданий истцу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, об отложении дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили. С учетом части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалоб не имеется.
Частью 1 статьи 227.1 названного Кодекса предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Удовлетворяя заявленные требования в части, признавая нарушения условий содержания, а также присуждая компенсацию в размере 25 000 рублей, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что в период нахождения Новикова С.В. в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Бор ему не предоставлялись ежедневные прогулки, не была предоставлена возможность пройти санитарную обработку, он содержался в одной камере с лицом, страдающим туберкулезом, Иных нарушений условий содержания Новикова С.В. в ИВС ОМВД по г. Бор судами не установлено.
Оснований не согласиться с указанными выводами судов не имеется.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 поименованного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).
Согласно статье 15 Федерального законом N 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального законом N 103-Ф3 подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
В силу статьи 24 Федерального законом N 103-ФЗ оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Согласно статьей 32 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона N 103-ФЗ, пунктом 18 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания предусмотрено, что размещение больных производится по указанию медицинского работника медицинского пункта ИВС. Лица, в отношении которых имеются подозрения на наличие инфекционных заболеваний, размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется по медицинским показаниям.
Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых (пункт 18 Правил).
Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (пункт 11 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ).
Указанное положение также отражено в пункте 130 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950.
В соответствии с пунктом 14, 15 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950, в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Новиков С.В. находился в ИВС ОМВД России по г. Бор с 22 мая 2019 года до 24 мая 2019 года; с 29 мая 2019 года до 31 мая 2019 года; с 3 июня 2019 года до 6 июня 2019 года; с 10 июня 2019 года до 11 июня 2019 года; с 13 июня 2019 года до 14 июня 2019 года; с 17 июня 2019 года до 21 июня 2019 года; с 8 июля 2019 года до 10 июля 2019 года; с 24 июля 2019 года до 26 июля 2019 года с 31 июля 2019 года до 2 августа 2019 года; с 2 сентября 2019 года до 6 сентября 2019 года, с 16 сентября 2019 года по 18 сентября 2019 года, с 7 октября 2019 года по 9 октября 2019 года, с 5 ноября 2019 года по 6 ноября 2019 года, 4 декабря 2019 года по 6 декабря 2019 года, с 11 декабря 2019 года по 13 декабря 2019 года, с 18 декабря 2019 года по 20 декабря 2019 года, с 30 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года, с 9 января 2020 года по 10 января 2020 года, с 17 февраля 2020 года по 21 февраля 2020 года, с 10 марта 2020 года по 13 марта 2020 года, с 25 мая 2020 года по 27 мая 2020 года, то есть 66 дней.
Из письма Борской городской прокуратуры N 1580ж-19 от 12 сентября 2019 года следует, что в ходе проведенной проверки доводы жалобы в части непредставления Новикову С.В. ежедневных прогулок во время нахождения в ИВС ОМВД России по г. Бор нашли свое подтверждение. В адрес начальника ОМВД России по г. Бор внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В установленном законом порядке указанное представление Борского городского прокурора Нижегородской области внесенное в адрес начальника ОМВД России по г. Бор не обжаловано, незаконным не признано.
В журналах "Регистрации выводов подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС Отдела МВД России по г. Бор" также содержится информация о том, в какие дни Новикову С.В. предоставлялись прогулки и причины непредставления прогулок.
На основании анализа представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что прогулки во время содержания Новикова С.В. в ИВС ОМВД России по г. Бор не ежедневны при отсутствии уважительных причин для их непредставления. В частности, Новикову С.В. не были представлены без уважительных причин прогулки с 29 по 30 мая 2019 года, 5 и 6 июня 2019 года, 18 и 19 июня 2019 года, 9 июля 2019 года, 24 и 25 июля 2019 года, 1 августа 2019 года, 3 сентября 2019 года. Кроме того, отсутствуют данные о том, по какой причине ему не были представлены прогулки в дни, когда он находился в суде и этапировался в СИЗО, с учетом того, что по распорядку дня данные прогулки в эти дни могли быть ему представлены. Сведений о том, представлялись ли Новикову С.В. прогулки в периоды содержания с 17 февраля по 21 февраля 2020 года, с 10 марта по 13 марта 2020 года, с 25 мая по 27 мая 2020 года, административным ответчиком не представлено.
Из письма Борской городской прокуратуры N 1580ж-19 от 12 сентября 2019 года также усматривается, что доводы жалобы Новикова С.В. об отсутствии изоляции лица, страдающего туберкулезом, нашли свое подтверждение. Выявленные нарушения включены городской прокуратурой в готовящееся представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес начальника ОМВД России по г. Бор.
Судом установлен факт нахождения Новикова С.В. 29 мая 2019 года в одной камере (в камере N 5) с лицом, страдающим туберкулезом (ФИО7 в период нахождения административного истца в ИВС ОМВД России по г. Бор.
Согласно ответу на запрос суда, представленному ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России, от 13 октября 2021 года, ФИО5 страдал открытой формой туберкулеза и должен был содержаться изолированно от здоровых лиц. Наличие у ФИО5 вышеуказанного заболевания отмечено также в его камерной карточке.
Также судом установлено, что руководством ИВС ОМВД России по г. Бор не выполняются требования по предоставлению подозреваемым и обвиняемым средств личной гигиены, а также в течение суток не проводится санитарная обработка вновь прибывших. В ИВС ОМВД России по г. Бор отсутствует санитарный пропускник и медицинский кабинет, санитарные нормы не соблюдаются.
Так, факт непрохождения Новиковым С.В. санитарной обработки подтверждается его камерной карточкой, в которой отсутствует соответствующая отметка. Журналы санитарной обработки вещей и прибывших лиц на содержание в ИВС административным ответчиком не представлены.
Таким образом, судами установлены факты содержания Новикова С.В. в ИВС ОМВД России по г. Бор в ненадлежащих условиях, установленные нарушения с учетом их характера и длительности повлекли причинение административному истцу физических и нравственных страданий, унижение его человеческого достоинства.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств причинения физических и нравственных страданий административному истцу не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку факт содержания Новикова в изоляторе временного содержания в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение его прав, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что является основанием для признания требований о взыскании компенсации правомерными.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Борского городского суда Нижегородской области от 16 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 1 июня 2022 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Бор Нижегородской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.