Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лисова С.П, Лисовой Н.А. на решение Советского районного суда города Липецка от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Лисова С.П, Лисовой Н.А. к управлению опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
Лисов С.П. и Лисова Н.А. обратились с названным исковым заявлением, просили признать незаконным и отменить заключение управления опеки (попечительства) и охраны прав детства администрации города Липецка (далее - Управление) от 9 июля 2021 года N о невозможности гражданина быть опекуном.
В обоснование административного иска указали, что обратились с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекунами ребенка, оставшегося без родительского попечения, приложив к нему все необходимые документы. Оспариваемым заключением установлена невозможность быть кандидатами в опекуны в отсутствие обстоятельств, действительно препятствующих им быть опекунами ребенка, лишенного родительского попечения.
Решением Советского районного суда города Липецка от 24 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 апреля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 июля 2022 года, Лисов С.П. и Лисова Н.А. просят отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивают на отсутствии обстоятельств, препятствующих им быть опекунами ребенка, лишенного родительского попечения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно статье 153 Семейного кодекса Российской Федерации, приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание.
Подбор и подготовка приемных родителей осуществляются органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных частью 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", а также статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (далее - Правила).
Основной задачей подбора определено обеспечение интересов детей, исключение и предотвращение даже возможности какого-либо насилия над данными детьми, повторного социального сиротства (возвращение ребенка из замещающих семей).
В связи с незащищенностью и уязвимостью вышеуказанной категории детей государством предъявляются особые требования к кандидатам в опекуны (приемные родители), которые должны соответствовать общепринятым нормам морали, быть высоко нравственными людьми, обладать соответствующей подготовкой и способностями к выполнению обязанностей опекуна.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, проводит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.
При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.
Пунктом 14 Правил предусмотрена обязанность органов опеки и попечительства подготовить гражданина, выразившего желание стать опекуном путем организации обучающих семинаров, тренинговых занятий по вопросам педагогики и психологии и обеспечить психологическое обследование граждан для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
Приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 года N 623 утверждены Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации.
Согласно Требованиям, основной задачей подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, является выявление и формирование воспитательных компетенций; родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития, прохождение психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители) (пункт 2 "б").
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, у Лисовых С.П. и Н.А., состоящих в браке с 2 марта 2004 года, четверо детей: совершеннолетний сын Павел, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (проживает отдельно со своей супругой), а также несовершеннолетние дети Лисова А.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лисов Г.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Лисова У.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является инвалидом (заболевание - "данные изъяты", инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ).
Лисовы С.П. и Н.А... обратились в Управление с заявлениями от 24 мая 2021 года о выдаче заключения о возможности быть опекуном одного ребенка женского пола от 0 до 7 лет любой группы здоровья, включая пятую.
Управлением дано заключение от 9 июля 2021 года N о невозможности Лисовых С.П. и Н.А. быть кандидатами в опекуны.
Основаниями для такого заключения являлись следующие обстоятельства:
- выявление риска функционирования будущей замещающей семьи выразившегося в том, что мотивы принятия ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на воспитание супругами Лисовыми осознаны не в полной мере; у них диагностируется низкий коэффициент адекватности приема ребенка в семью. Выводы, отраженные в заключении Г(О)БУ Центр "Семья" от 24 апреля 2019 года N 190-Д, подтверждаются вышеуказанными пожеланиями по кандидатуре ребенка, которого кандидаты желают принять на воспитание в свою семью, а также отсутствием четкого понимания по возрасту и состоянию здоровья ребенка, которого они смогут принять в семью;
- установленный мотив для принятия ребенка в семью - подобрать ребенка имеющего заболевание, аналогичное заболеванию их младшей дочери с целью ее социализации;
- выявлен ведущий мотив супругов Лисовых, который направлен на интересы семьи: на решение материальных проблем;
- среднемесячный доход семьи Лисовых ниже прожиточного минимума по Липецкой области, что не позволит обеспечить полноценное содержание, обучение, специализированное лечение ребенка, обеспечение всем необходимым для всестороннего развития ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- установлено отсутствие стабильной материальной базы, дополнительных финансовых ресурсов семьи Лисовых, наличие обременения на жилую площадь, в которой проживает семья, отсутствие возможности улучшения условий проживания в квартире; кроме того, скромные условия проживания усугубляются отсутствием регулярной уборки, поддержания чистоты в квартире;
- установлено, что в семье Лисовых проживает ребенок-инвалид с диагнозом "данные изъяты" - Лисова У, нуждающаяся в особом отношении, уходе и воспитании.
В заключении отмечено, что у супругов Лисовых, имеющих троих разновозрастных разнополых несовершеннолетних детей один из которых является ребенком-инвалидом, отсутствует достаточный временной ресурс для обеспечения качественного воспитания будущего приемного ребенка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, счел оспариваемое заключение не противоречащим закону, поскольку супруги Лисовы С.П. и Н.А... действительно не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к лицам, которые назначаются опекунами или попечителями, при этом судом принято во внимание, что Лисовы С.П. и Н.А... воспитывают ребенка инвалида с диагнозом "данные изъяты", нуждающегося в особом уходе, в связи с чем не могут в полной мере обеспечить принимаемому под опеку ребенку его физическое, психическое и нравственное развитие; суд проверил имущественное положение заявителей, уровень дохода семьи, который не позволяет обеспечить потребности принимаемого ребенка; судом учтены и личные качества Лисовых С.П. и Н.А., мотивы принятия ребенка в семью, уровень благоустройства занимаемого жилого помещения.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов.
Судебные инстанции правильно исходили из того, что основной задачей подбора является обеспечение интересов детей, в связи с чем к кандидатам в опекуны предъявляются особые требования, в том числе в части способностей к выполнению обязанностей опекуна.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при разрешении спорного вопроса Управлением и судами был учтен факт получения Лисовыми С.П. и Н.А. дохода в виде пенсии по инвалидности в размере 13 912 руб. 10 коп. и ежемесячной денежной выплаты в размере 2 919 руб. 02 коп. Вместе с тем, было обоснованно принято во внимание и назначение данных выплат, производимых в связи с инвалидностью малолетней Лисовой У..
В кассационной жалобе не оспаривается правильность применения материального закона и соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с установленными судами обстоятельствами, изложению собственной субъективной оценки представленных в материалы дела доказательств, что не может повлечь пересмотр обжалуемых судебных актов судом кассационной инстанции, не наделенном компетенцией по оценке доказательств и установлению обстоятельств дела (статья 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Липецкого областного суда от 18 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лисова С.П, Лисовой Н.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 сентября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.