Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой В.Ю, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 26 мая 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Лошаковой Л.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Лошаковой Л.Н. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Лошакова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России в городском округе Саранск Республики Мордовия о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года, в удовлетворении исковых требований Лошаковой Л.Н. отказано.
В кассационной жалобе Лошакова Л.Н. просит решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований либо направить дело на новое рассмотрение, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года определяется в соответствии с частью 10 статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равного 64 рублям 10 копейкам.
Величина ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды учебы, службы по призыву.
При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение указанных периодов в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.
На основании части 3 статьи 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), принятым 26 июля 2019 года ГУ-УПФР в городском округе Саранск Республики Мордовия, с 20 августа 2019 года Лошакова Л.Н. является получателем страховой пенсии по старости на общих основаниях по нормам статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионным органом Лошаковой Л.Н. с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 августа 2019 года бессрочно установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости. Суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии с 20 августа 2019 года составил 12647 руб. 52 коп.
Из выплатного дела следует, что страховой стаж Лошаковой Л.Н. составил 26 лет 08 месяцев 26 дней, с учетом периодов работы с 4 августа 1986 года по 3 ноября 1989 года и с 9 ноября 1989 года по 31 декабря 1997 года, общий трудовой стаж, исчисленный по состоянию на 1 января 2002 года составляет 15 лет 04 месяца 23 дня, общий трудовой стаж на 1 января 1991 года для расчета валоризации (за трудовой стаж, приобретенный за работу в СССР с 4 августа 1986 года по 3 ноября 1989 года и с 9 ноября 1989 года по 31 декабря 1997 года) составил 4 года 04 месяца 23 дня.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента после 1 января 2015 года в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" рассчитывается из ежегодных, начиная с 1 января 2015 года, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
24 сентября 2019 года Лошакова Л.Н. обратилась с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии за периоды до 1 января 2015 года на основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.
Уведомлением от 24 сентября 2019 года документы, представленные с заявлением, возвращены Лошаковой Л.Н. с указанием на необходимость предоставить не позднее 30 сентября 2019 года дополнительно документы, дающие право на перерасчет.
В связи с обращением Лошаковой Л.Н. 7 апреля 2020 года в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии, 20 апреля 2020 года ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия разъяснено, что пенсия исчислена с учетом заработной платы за период работы с января 2000 года по 31 декабря 2001 года. Отношение заработной платы к среднемесячной заработной плате по стране составило 2, 604 (максимальное отношение, учитываемое для расчета пенсии составляет 1, 2 согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Размер пенсии Лошаковой Л.Н. на дату назначения - 20 августа 2019 года составил 12647 руб. 52 коп. (в том числе сумма валоризации 537 руб. 75 коп.). С учетом произведенной в последующем индексации размер страховой пенсии на 1 апреля 2020 года составил 13482 руб. 44 коп. (в том числе сумма валоризации 573 руб. 25 коп.).
24 ноября 2020 года Лошакова Л.Н. обратилась в ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением об учете в расчет пенсии по старости пенсионных баллов за советский стаж работы на основании архивных справок Л-138, Л-139, Л-140 от 15 августа 2019 года, и расчета пенсионных балов за советский период в сумме 3285 руб. 45 коп.
21 декабря 2020 года ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия разъяснило Лошаковой Л.Н, что расчет размера пенсии произведен по наиболее выгодному для нее варианту. Перепроверив правильность расчета пенсии Лошаковой Л.Н. с учетом всех имеющихся в деле документов, сообщено о том, что размер ее пенсии исчислен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, оснований для пересмотра размера пенсии не имеется.
Проверяя расчет назначенной Лошаковой Л.Н. страховой пенсии, суд исходил из того, что размер пенсии соответствует требованиям действующего законодательства.
Так, из материалов пенсионного дела Лошаковой Л.Н. следует, что страховая часть трудовой пенсии истца по состоянию на 31 декабря 2014 года (дату окончания действия Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исчислена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из: общего трудового стажа на 1 января 2002 года 15 лет 04 месяца 23 дня, общего трудового стажа, исчисленного по состоянию на 01 января 1991 года, суммы валоризации (за трудовой стаж, приобретенный за работу в СССР с 4 августа 1986 года по 3 ноября 1989 года и с 9 ноября 1989 года по 31 декабря 1997 года), составивший 4 года 04 месяца 23 дня. Итого коэффициент валоризации составил 0, 14 (0, 04 за годы трудового стажа до 1991 года + 0, 10 за стаж работы до 2002 года).
При назначении пенсии Лошаковой Л.Н. индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) рассчитан как сумма ИПК до 1 января 2015 года и ИПК за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (20 августа 2019 года), умноженная на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.
В соответствии с представленным пенсионным органом расчетом, пенсионный капитал (ПК) на 1 января 2002 года рассчитан из общего трудового стажа следующим образом: (0, 55 х 1, 2 х 1671) = 1102 руб. 86 коп. - 450 руб. = 652 руб. 86 коп. х 228 х 0, 76986111= 114595 руб. 43 коп, где: 0, 55 - стажевой коэффициент, рассчитанный от общего стажа (20 лет для женщин на 1 января 2002 года), 1, 2 - отношение ее заработной платы за период работы с 1 января 2000 года по 31 декабря 2001 года к заработной плате за аналогичный период в Российской Федерации, 1671 - среднемесячная заработная плата по стране, принятая для расчета пенсии на 1 января 2002 года, 228 - ожидаемый период выплаты пенсии (Т); 450 руб. - базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 года, 0, 76986111 - отношение нормативной продолжительности стажа к имеющемуся на 1 января 2002 года (за 15 лет 04 месяцев 23 дня, с учетом периодов работы с 4 августа 1986 года по 3 ноября 1989 года и с 9 ноября 1989 года по 31 декабря 1997 года).
Расчетный пенсионный капитал на 31 декабря 2014 года составил: 643432 руб. 33 коп. (114595 руб. 43 коп. - пенсионный капитал на 1 января 2002 года х на 5, 6148 - суммарный индекс увеличения пенсионного капитала на 01 января 2021 г.).
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), рассчитанный за стаж и заработок до 2002 года составил 44, 026 (643432 руб. 33 коп. - расчетный пенсионный капитал на 31 декабря 2014 года поделенный на 228 - ожидаемый период выплаты пенсии (Т) и поделенный на 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года).
Сумма валоризации составила 90080 руб. 53 коп. (643432 руб. 33 коп. - расчетный пенсионный капитал умноженный на 0, 14 - коэффициент валоризации).
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), рассчитанный за валоризацию составил 6, 164 (90080 руб. 53 коп. - сумма валоризации поделенная на 228 - ожидаемый период выплаты пенсии (Т) и поделенный на 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года).
В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета сумма начисленных страховых взносов на 20 августа 2019 года за период работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года составила 321370 руб. 36 коп.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), рассчитанный за страховые взносы за период работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года составил 21, 989 (321370 руб. 36 коп. - сумма страховых взносов поделенная на 228 - ожидаемый период выплаты пенсии (Т) и поделенный на 64 руб. 10 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента, рассчитанного на 1 января 2015 года, составила 72, 179 (том числе 44, 026 - ИПК за стаж и заработок до 2002 года, 6, 164 - ИПК за валоризацию и 21, 989 - ИПК за страховые взносы за период работы с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента Лошаковой Л.Н, рассчитанного за периоды после 1 января 2015 года, составила 12, 20 (ИПК, рассчитанный по начисленным страховым взносам за период с 1 января 2015 года по 30 августа 2019 года).
Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) Лошаковой Л.Н. составила 84, 379 (72, 179 - ИПК, рассчитанный за периоды до 1 января 2015 года + 12, 20 - ИПК, за периоды после 1 января 2015 года). Размер страховой пенсии Лошаковой Л.Н. на 1 декабря 2021 года составляет 14386 руб. 19 коп. (84, 379 х 98 руб. 86 коп.) + 6044 руб. 48 коп, где: 84, 379 - индивидуальный пенсионный коэффициент Лошаковой Л.Н.; 98 руб. 86 коп. - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 декабря 2021 года; 6044 руб. 48 коп. - фиксированная выплата к страховой пенсии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, проверив расчет назначенной истцу пенсии на соответствие требованиям действующего законодательства, обоснованно исходил из того, что пенсия назначена Лошаковой Л.Н. по наиболее выгодному варианту на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и определить величину индивидуального пенсионного коэффициента за отдельный период работы с августа 1986 года по декабрь 1997 года не представляется возможным, поскольку при расчете размера индивидуального пенсионного коэффициента учитывается в целом весь стаж истца, выработанный до 2002 года и заработок за трудовую деятельность до 2002 года.
Судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, дала оценку представленному истцом расчету, в связи с чем правильно указала на то, что при расчете истец руководствуется формулой, приведенной в статьях 30-30.3 Федерального закона 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", одной из составляющих которой является величина отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП). В качестве указанной величины истец использует максимальное отношение заработков, установленное законом - 1, 2, при этом доказательств тому, что отношение размера среднемесячного заработка истца к среднемесячному заработку по стране составляет 1, 2 или выше, в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
В обжалуемых судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 15, 18, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подлежащих применению к спорным отношениям, а также результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 1 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лошаковой Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.