Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу защитника Трапезниковой Софии Николаевны, действующей в интересах Леткемана Андрея Ивановича, на решение судьи Тюменского областного суда от 25 апреля 2022 года, которым постановление судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 02 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Леткемана Андрея Ивановича отменено,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 02 марта 2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Леткемана А.И. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Тюменского областного суда от 25 апреля 2022 года постановление судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 02 марта 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ялуторовский районный суд Тюменской области.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник просит об отмене решения судьи областного суда.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 16 августа 2022 года.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) установлено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 33 названного закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (пп. 1пп. 1, 3 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
На основании п. 2 ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Как следует из материалов дела, 20 января 2022 года должностным лицом Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Леткеман А.И, являясь собственником земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты" кадастровый номер "данные изъяты" (ЗУ:344), производит строительные работы по возведению индивидуального жилого дома без получения разрешения на строительство, а также в отсутствие уведомления о планируемом строительстве.
Протокол об административном правонарушении и иные материалы дела были направлены на рассмотрение в Ялуторовский районный суд Тюменской области.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях Леткемана А.И. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, вина Леткемана А.И. в инкриминируемом ему административном правонарушении не установлена, объективная сторона правонарушения ничем не подтверждена.
Должностным лицом Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области постановление судьи районного суда было обжаловано в Тюменский областной суд.
Судья областного суда, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ материалы дела в полном объеме, пришел к выводу, что судьей районного суда не были установлены все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, в том числе касающиеся даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зоне охраны объекта культурного наследия, а также осведомленности Леткемана А.И. о наличии таких ограничений, что не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, направив дело на новое рассмотрение.
С суждениями судьи областного суда нельзя не согласиться.
Доводы автора жалобы о наличии достаточных доказательств, подтверждающих неосведомленность Леткемана А.И. о наличии обременений спорного земельного участка и надлежащей их оценке, данной судом первой инстанции, не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Направляя дело на новое рассмотрение, судья областного суда обоснованно исходил из того, что вывод об отсутствии в действиях Леткемана А.И. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ, сделан судьей районного суда преждевременно, без установления всех обстоятельств дела, что не соответствует положениям статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
Кроме того, как следует из материалов дела, при новом рассмотрении дела 28 июля 2022 года судьей Ялуторовского районного суда Тюменской области производство по делу в отношении Леткемана А.И. вновь прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Тюменского областного суда от 25 апреля 2022 года не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Тюменского областного суда от 25 апреля 2022 года, которым постановление судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 02 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Леткемана Андрея Ивановича, отменено, оставить без изменения, жалобу защитника Трапезниковой С.Н. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.