Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гришатовой Магии Минсадыровны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 февраля 2022 года по административному делу N 2а-3272/2021 по административному исковому заявлению Гришатовой Магии Минсадыровны к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гришатова М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов от 10 августа 2021 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
В обоснование иска указано, что истец, являясь инвалидом второй группы, обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В письме от 29 июня 2021 года ответчик не сообщил истцу о принятом решении, в связи с чем в судебном порядке на ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истца. Исполняя решение суда, ответчик отказал в предоставлении в аренду земельного участка на основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку согласно Правилам землепользования и застройки города Ханты-Мансийска земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки. Гришатова М.М. с данным решением не согласна, так как по данным ЕГРН вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для обслуживания жилого дома.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 февраля 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 22 июля 2022 года, административный истец Гришатова М.М. просила указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", сведения о котором внесены в ЕГРН ("для обслуживания жилого дома"), соответствует цели использования земельного участка, указанной истцом в заявлении ("индивидуальное жилищное строительство"); земельный участок сформирован до введения в действие Правил землепользования и застройки города Ханты-Мансийска; административным ответчиком не доказано, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки, землеустроительная экспертиза по делу не назначалась; Правила землепользования и застройки города Ханты-Мансийска предусматривают возможность использования земельных участков, образованных до введения в действие указанных Правил и не соответствующих градостроительным регламентам; делая вывод о недоказанности истцом нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции вышел за пределы оснований, по которым истцу было отказано в предоставлении земельного участка в аренду.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и следует из собранных доказательств, с 01 февраля 2007 года на кадастром учете состоит земельный участок площадью 990 кв.м с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для обслуживания жилого дома. 23 августа 2007 года зарегистрировано право собственности муниципального образования городской округ город Ханты-Мансийск на данный земельный участок.
Согласно Правилам землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, утв. решением Думы города Ханты-Мансийска от 26 сентября 2008 года N 590, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" расположен в территориальной зоне ЖЗ 102 - зоне среднеэтажной жилой застройки.
08 апреля 2021 года в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска было зарегистрировано заявление Гришатовой М.М. от 07 апреля 2021 года о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в целях индивидуального жилищного строительства на основании подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ. К заявлению была приложена справка о наличии у истца инвалидности второй группы.
Заявление Гришатовой М.М. рассмотрено департаментом по существу 10 августа 2021 года (письмо N 21-Исх-4906). На основании п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ Гришатовой М.М. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на Правила землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям предоставления такого земельного участка, указанным в заявлении.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в силу следующего.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.
Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14).
На основании ч. 2, 2.1 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне; установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
В силу п. 9 ст. 1 ГрК РФ градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).
Согласно п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Установив, что действовавшим на момент подачи и рассмотрения заявления истца градостроительным регламентом такой вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне ЖЗ 102 - зоне среднеэтажной жилой застройки, как индивидуальное жилищное строительство, предусмотрен не был, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о законности оспариваемого решения.
Доводы жалобы о том, что закон допускает возможность использования земельного участка, вид разрешенного использования которого не соответствует градостроительному регламенту, без приведения его в соответствие с градостроительным регламентом (ч. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ, ст. 13 Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска), о незаконности обжалуемых судебных актов не свидетельствуют. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, данные правовые нормы призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений (определения от 26 марта 2020 года N 631-О, от 30 июня 2020 года N 1491-О). Вместе с тем из материалов дела не следует, что ранее между сторонами по настоящему административному делу существовали какие-либо отношения по использованию земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты". Поскольку Гришатова М.М. не являлась правообладателем земельного участка (п. 3 ст. 5 ЗК РФ) до введения в действие Правил землепользования и застройки территории города Ханты-Мансийска, постольку не имеется оснований для применения вышеперечисленных норм права при разрешении данного спора.
В связи с тем, что оспариваемое решение не было обосновано отсутствием у истца нуждаемости в улучшении жилищных условий, административный истец правомерно указал на недопустимость соответствующих выводов в решении суда первой инстанции. Однако данные выводы не привели к принятию неправильного по существу решения по делу.
Вопреки доводам жалобы имеющиеся в деле доказательства подтверждают, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки. Административным истцом в ходе рассмотрения дела в судах нижестоящих инстанций не ставились под сомнение документы, представленные административным ответчиком, ходатайство о назначении землеустроительной экспертизы по делу не заявлялось.
Ошибочным является мнение административного истца, полагающего, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН ("для обслуживания жилого дома"), допускает индивидуальное жилищное строительство.
Ввиду отсутствия совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах нижестоящих инстанций, по своей сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и исследованных доказательств, поэтому в силу ст. 328 КАС РФ они не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гришатовой Магии Минсадыровны - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.