Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Феофиловой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Добрянского городского округа на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 июня 2022 года по административному делу N 2а-312/2022 по административному исковому заявлению Уманчука Дмитрия Андреевича к администрации Добрянского городского округа о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Уманчук Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Добрянского муниципального района Пермского края о признании незаконным решения администрации Добрянского городского округа от 09 ноября 2021 года N 265-01-01-32-1774, возложении обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Уманчуку Д.А. земельного участка в аренду в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование иска указано, что истец, являясь "данные изъяты" бессрочно, 15 октября 2021 года обратился с заявлением о предоставлении земельного участка по договору аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства. 09 ноября 2021 года администрацией отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что истец не состоит на учете в установленном порядке в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец полагая, что данный отказ не соответствует требованиям ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обратился в суд.
Определением суда первой инстанции от 22 февраля 2022 года административный ответчик администрация Добрянского муниципального района Пермского края заменен надлежащим ответчиком администрацией Добрянского городского округа.
Решением Добрянского районного суда Пермского края от 16 марта 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение. Решение администрации Добрянского городского округа, изложенное в письме от 09 ноября 2021 года N 265-01-01-32-1774 "О рассмотрении обращения Уманчука Д.А.", признано незаконным. На администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Уманчука Д.А. от 20 октября 2021 года о предоставлении земельного участка по основаниям абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решение суда административным ответчиком исполнено, заявление Уманчука Д.А. рассмотрено повторно 28 июля 2022 года.
В кассационной жалобе, поданной 10 августа 2022 года, административный ответчик администрация Добрянского городского округа просила апелляционное определение отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. По ее мнению, выводы, изложенные в апелляционном определении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права. Суд апелляционной инстанции при принятии решения руководствовался решением Думы Добрянского городского поселения от 24 октября 2018 года N 15 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Добрянского городского поселения", которое противоречит Земельному кодексу Российской Федерации и не распространялось на Краснослудское сельское поселение, в котором проживал административный истец и которое не входило в состав Добрянского городского поселения. Наличие у административного истца инвалидности в отсутствие установленного критерия его нуждаемости в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Административным истцом не были предоставлены документы, подтверждающие указанную нуждаемость, поэтому у администрации не было оснований для предоставления земельного участка. Суд апелляционной инстанции, делая вывод о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, подменил собой орган местного самоуправления, уполномоченный на решение этого вопроса.
Административным истцом представлены возражения на кассационную жалобу, в которых указано, что, повторно рассмотрев заявление Уманчука Д.А. во исполнение апелляционного определения, администрация Добрянского городского округа предложила начать процедуру поиска и формирования земельного участка; привлеченным истцом кадастровым инженером найден свободный земельный участок, подготовлена схема его расположения на кадастровом плане территории, которую истец в ближайшее время планирует представить в администрацию для согласования и утверждения.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся в суд лиц, участвующих в деле, и их представителей, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по данному делу не имеется.
В силу подп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15 октября 2021 года представитель Уманчука Д.А, являющегося "данные изъяты", Шаврина Е.В. обратилась в администрацию Добрянского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по договору аренды без проведения торгов в соответствии со ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. К указанному заявлению были приложены копия паспорта заявителя Уманчука Д.А, копия справки МСЭ, копия доверенности.
Решением администрации Добрянского городского округа от 09 ноября 2021 года N 265-01-01-32-1774 Уманчуку Д.А. отказано в предоставлении участка в связи с тем, что заявитель не состоит на учете как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, отсутствуют сведения, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Также Уманчуку Д.А. разъяснено право на обращение в МБУ "Управление городского хозяйства" для отнесения его семьи к категории граждан, подлежащих постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, после чего следует обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, представив необходимые документы, в том числе схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец в установленном законом порядке не признавался нуждающимся в улучшении жилищных условий или нуждающимся в предоставлении жилых помещений, не состоит на соответствующем учете, вследствие чего оспариваемое решение является законным и прав истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое о признании оспариваемого решения незаконным с возложением на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Уманчука Д.А, указал, что отсутствие решения уполномоченного органа о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающимся в предоставлении жилых помещений не лишает истца права на получение меры социальной поддержки; на момент обращения истца и принятия оспариваемого решения он проживал в квартире площадью 39, 4 кв.м с членами семьи в количестве семи человек, на одного члена семьи приходится по 4, 9 кв.м площади жилого помещения, то есть менее учетной нормы площади жилого помещения, равной 8 кв.м, в собственности у истца и членов его семьи жилые помещения отсутствуют, поэтому Уманчук Д.А. является лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (ч. 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (ч. 16).
Исходя из толкования во взаимосвязи ч. 1 ст. 17 указанного закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и ч. 16 ст. 17 этого же закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Положением о порядке предоставления земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Добрянского городского поселения, утв. Решением Думы Добрянского городского поселения от 24 октября 2018 года N 15 (далее - Положение), определены процедура и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, на территории Добрянского городского поселения.
Положением предусмотрено, что предоставлению земельного участка инвалиду предшествует постановка на учет в целях первоочередного предоставления земельных участков, которая осуществляется по заявлению инвалида о принятии его на учет в вышеуказанных целях. Подача иных заявлений Положением не предусмотрена.
Пунктом 2.2 Положения определен перечень документов, который должен представить инвалид, претендующий на предоставление земельного участка, в их числе выписка из домовой или похозяйственной книги, или справка о регистрации инвалида или семьи, имеющей в своем составе инвалидов, по месту жительства, или решение суда об установлении факта проживания на территории Добрянского городского поселения.
В случае непредставления (в том числе предоставления не в полном объеме) необходимых документов заявление о постановке на учет подлежит возврату заявителю с указанием документов, подлежащих предоставлению (п. 2.9 Положения).
Установив в ходе рассмотрения заявления Уманчука Д.А. от 15 октября 2021 года, что он на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, администрация Добрянского городского округа в обоснование решения об отказе в предоставлении земельного участка указала и на отсутствие сведений, подтверждающих нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, которые действительно не были представлены Уманчуком Д.А. вместе с заявлением (л.д. 52). Однако в связи с непредоставлением необходимых документов в полном объеме администрация должна была не отказывать истцу в предоставлении земельного участка, а в соответствии с п. 2.9 Положения возвратить заявление с указанием документов, подлежащих предоставлению. Такой порядок действий обусловлен тем, что инвалид вправе претендовать на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не только в случае, когда он уже состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но и в случае, когда имеются основания для постановки на жилищный учет, на котором он не состоял на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка.
По смыслу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной запрете инвалидов в Российской Федерации" и Положения проверка наличия оснований для постановки инвалида на учет в целях реализации права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства входит в обязанности соответствующего органа местного самоуправления.
Поскольку при рассмотрении заявления Уманчука Д.А. административный ответчик уклонился от исполнения данных обязанностей, а суд первой инстанции, признавая оспариваемое решение законным, формально ограничился тем, что на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец не состоит, суд апелляционной инстанции правомерно проверил, имеются ли основания для постановки истца на данный учет, поскольку наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий относится к числу юридически значимых обстоятельств по данному делу. Сделав вывод о том, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам жалобы, не подменил собой орган местного самоуправления, уполномоченный на решение данного вопроса, а установилобстоятельства, без выяснения которых было бы невозможным правильное разрешение административного спора и, как следствие, достижение задач административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ).
Доводы жалобы о том, что Положение не распространяется на территорию Краснослудского сельского поселения, где был зарегистрирован истец по месту жительства, подлежат отклонению в виду следующего.
Действительно, Положение принято в 2018 году для территории Добрянского городского поселения. Однако на основании Закона Пермского края от 25 марта 2019 года N 369-ПК "Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ Пермского края" Краснослудское сельское поселение, Добрянское городское поселение и другие поселения, входившие в состав Добрянского муниципального района, объединены в новое муниципальное образование - Добрянское городское поселение, которое было наделено статусом городского округа - Добрянский городской округ.
Согласно ч. 1 ст. 8 указанного закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания Добрянского городского округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, до вступления в силу настоящего Закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Закона до дня формирования органов местного самоуправления Добрянского городского округа Пермского края, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, а также Уставу Добрянского городского округа Пермского края, муниципальным правовым актам Добрянского городского округа Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.
В связи с тем, что до настоящего времени Положение не признано недействующим или утратившим силу, новое положение на территории Добрянского городского округа не принято, на момент обращения к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка истец проживал на территории преобразованного Добрянского городского поселения, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался при разрешении спора Положением.
Приняв во внимание, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, суд апелляционной инстанции в пределах предоставленных ему полномочий (ст. 309 КАС РФ) обоснованно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении иска, исходя из наличия совокупности условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 226 КАС РФ.
При рассмотрении дела по существу судом апелляционной инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судом второй инстанции норм материального и процессуального права. Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность апелляционного определения и повлечь его отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 30 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Добрянского городского округа - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.