Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гречкань Н.И.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
с участием прокурора Потапченко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-27/2022 по иску прокурора Пуровского района в интересах Мининой Елены Юрьевны, Мининой Алены Ивановны, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района о признании соглашения недействительным в части, по кассационной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, возражения прокурора Потапченко А.Е. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Пуровского района в интересах Мининой Е.Ю. и Мининой А.И. обратился в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района (с учетом уточнений) о признании недействительным (ничтожным) соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд N 306-2020/С от 18 августа 2020 года, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района с одной стороны и Мининой Е.Ю, Мининой А.И. с другой стороны, в части пунктов 1.9-1.15, 1.17, предусматривающих обязанность выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых объектов недвижимого имущества - земельного участка и жилого помещения по адресу: "данные изъяты", и рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимого имущества - земельного участка и жилого помещения по адресу: "данные изъяты" в размере 1 182 970 рублей; применении последствий недействительности сделки в указанной части; взыскании с Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в пользу Мининой Е.Ю, выплаченных на основании соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 306-2020/С от 18 августа 2020 года денежных средств в размере 335 174, 89 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 18 августа 2020 года между истцами и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 306-2020/С, по условиям которого у собственников в связи со сносом многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" изъяты принадлежащие им на праве долевой собственности квартира N "данные изъяты", общей площадью 36, 4 кв.м, и земельный участок по тому же адресу, а взамен предоставлены в долевую собственность земельный участок, площадью 1775 кв.м, и жилое помещение - квартира N "данные изъяты", общей площадью 44 кв.м по адресу: "данные изъяты". При этом на истцов возложена обязанность по выплате разницы в стоимости квартир в размере 1 182 970 рублей с рассрочкой платежа на 5 лет и с ежемесячной оплатой в равных долях. Дом, в котором истцы ранее проживали, включен в региональную адресную программу до переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало - Ненецкого автономного округа в 2019 - 2025 годах, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 апреля 2019 года N346-П.
Поскольку ни жилищным законодательством, ни указанной региональной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, и обстоятельства нарушения ответчиком требований законодательства при переселении из аварийного жилья нашли подтверждение в ходе прокурорской проверки по обращению Мининых, то перечисленные собственником Мининой Е.Ю. денежные средства на основании соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд N 306-2020/С от 18 августа 2020 года в общей сумме 335 174, 89 руб. являются неосновательным обогащением Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района.
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях прокурор Пуровского района относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что Минина Е.Ю. и Минина А.И. в период с 27 ноября 2009 года до 31 августа 2020 года являлись собственниками квартиры N "данные изъяты", по адресу: "данные изъяты", общей площадью 36, 4 кв.м по 1/2 доли в праве каждая, и части земельного участка, расположенного по тому же адресу.
Распоряжением администрации Пуровского района N 658-РА от 21 октября 2016 года на основании заключений межведомственной комиссии многоквартирный жилой дом N "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу с указанием Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме в срок до 31 декабря 2020 года (п. 3).(т.1 л.д.23-24).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района N 894-ДП от 12 сентября 2019 года принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1537 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты" для муниципальных нужд в целях сноса жилого многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а также об изъятии одновременно с земельным участком всех находящихся на нем объектов недвижимого имущества с последующим прекращением в отношении них права частной собственности (т.1 л.д.186-187).
18 августа 2020 года между Мининой А.И, Мининой Е.Ю. и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 306-2020/С, по условиям которого у долевых собственников Мининых в связи со сносом многоквартирного жилого дома N "данные изъяты" были изъяты принадлежащие им на праве долевой собственности квартира N "данные изъяты", общей площадью 36, 4 кв.м и земельный участок, и взамен предоставлены в долевую собственность земельный участок, площадью 1 775 кв.м и жилое помещение - квартира N "данные изъяты", общей площадью 44 кв.м, расположенные по адресу: "данные изъяты" (т.1 л.д. 15-20).
На основании пункта 1.9 заключенного соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) N 306-2020/С от 18 августа 2020 года стороны оценили обмениваемое недвижимое имущество в размере 2 462 030 рублей (изымаемое) и 3 645 000 рублей соответственно.
В соответствии с пунктами 1.10 - 1.15 и 1.17 заключенного сторонами соглашения обмен имущества производится с выплатой Миниными разницы между рыночной стоимостью предоставляемого объекта недвижимого имущества и рыночной стоимостью изымаемого объекта недвижимости в сумме 1 182 970 рублей в рассрочку в течение пяти лет с ежемесячной оплатой в равных долях не позднее десятого числа текущего месяца в соответствии с графиком платежей, являющимся неотъемлемой частью настоящего соглашения, по указанным в соглашении банковским реквизитам. Платежи вносятся правообладателями, не лишенными права досрочного исполнения обязательства по оплате, вне зависимости от факта пользования предоставляемым объектом недвижимого имущества (1.13). В случае нарушения сроков оплаты правообладателями, орган местного самоуправления взимает плату за пользование денежными средствами в виде процентов на оставшуюся сумму задолженности в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа (1.14). До выплаты правообладателями всей суммы 1 182 970 рублей предоставляемый объект недвижимого имущества находится в залоге у органа местного самоуправления (1.15). Правообладатели обязуются погасить всю имеющуюся задолженность за содержание изымаемого объекта недвижимого имущества до момента регистрации перехода права собственности на изымаемый объект недвижимого имущества и предоставить подтверждающие платежные документы в орган местного самоуправления (1.17).
Всего за период с 18 августа 2020 года по 21 января 2022 года Мининой Еленой Юрьевной во исполнение условий соглашения N 306-2020/С перечислены в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района денежные средства в общем размере 335 174 рублей 89 копеек.
Оспаривая соглашение от 18 августа 2020 года, истцы считают установление гражданам, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, доплаты в виде разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, противоречащим положениям жилищного законодательства и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования о признании соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд N 306-2020/С от 18 августа 2020 года, недействительным (ничтожным), в части предусматривающей обязанность материальных истцов Мининых выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых и изымаемых объектов недвижимого имущества, и применении в указанной части последствий недействительности сделки в виде взыскания уплаченных во исполнение недействительной части сделки денежных средств в размере 335 174 рублей 89 копеек, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 153, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 32, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" исходил из безвозмездного характера предоставления жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащим сносу и пришел к выводу о противоречии оспариваемых условий соглашения сущности законодательного регулирования указанного правового института.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы кассационной жалобы о действительность условий соглашения об изъятии принадлежащего Мининым жилого помещения, признанного аварийным, поскольку в силу закона разница в стоимости жилых помещений при их неравноценности подлежит доплате, при этом, доплата производится не за разницу в площадях, а за разницу в их рыночной стоимости, кроме того, Минины выразили согласие на предоставление им по договору мены жилого помещения взамен аварийного жилья, с доплатой разницы в рыночной стоимости объектов, законодательством не предусмотрено освобождение собственников от соответствующей доплаты, соглашение между сторонами было достигнуто по всем существенным условиям, оснований для признания его недействительным не имеется, основанием для отмены судебных актов не являются.
В соответствии с положениями ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 Гражданского кодекса РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ).
Так, по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года N 346-П на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена и действует Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах.
Основной целью данной Региональной программы является расселение территории автономного округа жилого фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями статьи Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В перечень мероприятий Региональной программы входят, в том числе приобретение муниципальным образованием в автономном округе в собственность жилых помещений у застройщиков, с которыми заключен муниципальный контракт на приобретение жилых помещений в жилых домах, отвечающих требованиям статьи 16 Федерального закона N 185ФЗ, по результатам проведенных торгов; предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений с последующей безвозмездной передачей в собственность муниципальных образований в автономном округе.
Проанализировав условия данной региональной программы, в которую включен жилой дом N "данные изъяты", расположенный по адресу: "данные изъяты", и числится в реестре многоквартирных домов, признанных аварийными до 2017 года (позиция в реестре по городу Тарко-Сале - 2), суд пришел к обоснованному выводу о том, что условиями данной Региональной программы не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, а равно как и не предусмотрена возможность приобретения жилых помещений за счет средств граждан, переселяемых из аварийного жилья, источниками финансирования программных мероприятий указанной Региональной программы являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Учитывая, что Минины, отказавшись от получения выкупной стоимости за аварийное жилое помещение, выбрали в качестве способа реализации своих жилищных прав получение взамен аварийного другого жилого помещения, то им должно быть предоставлено жилое помещение на безвозмездной основе. Включение в соглашение об изъятии жилья условий о доплате противоречит действующему законодательству и нарушает жилищные права Мининых.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.