Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-810/2021 по иску прокурора Пуровского района в интересах Шуляковой Александры Анатольевны, к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о включении периодов работы в стаж, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, по кассационной жалобе Шуляковой Александры Анатольевны, кассационному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы и кассационного представления, возражений Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, заслушав прокурора Москвитина Н.Н, полагавшего кассационную жалобу истца необоснованной, поддержавшей отказ от кассационного представления, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах Шуляковой А.А, обратился в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тарко-Сале и в Тазовском районе (межрайонное) Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периодов работы в стаж, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что решением пенсионного органа от 03 февраля 2021 года N 137617/20 Шуляковой А.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по причине отсутствия специального стажа, поскольку в стаж работы истца, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в качестве педагогической деятельности не засчитан период ее работы в должности старшей вожатой с 01 сентября 1993 года по 31 августа 1995 года.
Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Шулякова А.А. с указанным решением не согласна, полагает, что в спорный период осуществляла трудовые функции, связанные с воспитанием детей, организацией внеучебного досуга, проводила занятия по формированию общей культуры личности. Полагает, что должность старшей вожатой являлась педагогической и входила в льготный педагогический стаж.
Протокольным определением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тарко-Сале и в Тазовском районе (межрайонное) Ямало-Ненецкого автономного округа заменено на надлежащего ответчика по делу - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало- Ненецкому автономному округу (далее ГУ - ОПФР по ЯНАО).
Определением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Белоярская средняя общеобразовательная школа".
Решением Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Шулякова А.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В кассационном представлении прокурор Ямало-Ненецкого автономного округа также ставил вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
До рассмотрения кассационного представления по существу от прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции поступило заявление об отказе от кассационного представления.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе прекратить производство по кассационным жалобе, представлению, если после принятия кассационных жалобы, представления к производству суда от лица, их подавшего, поступило заявление об отказе от кассационных жалобы, представления и отказ принят судом в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае прекращения производства по кассационным жалобе, представлению повторное обращение того же лица по тем же основаниям в суд с кассационными жалобой, представлением не допускается.
Принимая во внимание, что отказ кассационного представления подписан уполномоченным лицом, не противоречит законам и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд кассационной инстанции полагает отказ от кассационного представления подлежащим удовлетворению, а производство по кассационному представлению - подлежащим прекращению.
При этом, кассационная жалоба истца Шуляковой А.А. подлежит рассмотрению по существу.
В своих возражениях ГУ - ОПФР по ЯНАО просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
На основании части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что с 01 апреля 1993 года Шулякова А.А. принята учителем начальных классов Белоярской средней школы, 01 сентября 1993 года переведена на должность старшей вожатой и работала в указанной должности до 01 сентября 1995 года (л.д. 53-58).
Согласно справке МКОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа" от 07 декабря 2019 года N 69 в вышеуказанных должностях истец Шулякова А.А. работала полный рабочий день (л.д. 50).
Решением УПФР в г. Тарко-Сале и в Тазовском районе ЯНАО от 03 февраля 2021 года N 13761/20 Шуляковой А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием права, поскольку стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет 22 года 02 месяца 14 дней, страховой стаж - 27 лет 04 месяца 18 дней (л.д. 19). Период работы истца в должности старшей вожатой с 01 октября 1993 года по 01 сентября 1995 года не был засчитан в педагогический стаж, поскольку работа в должности пионервожатой включалась в стаж работы по специальности для назначения пенсии педагогическим работникам в период действия нормативных правовых актов пенсионного законодательства Союза ССР до 01 октября 1993 года.
При этом ответчиком добровольно включен в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы в должности старшей вожатой в МКОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа" с 1 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года (1 месяц).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж период работы в должности старшей вожатой с 01 октября 1993 года по 31 августа 1995 года, суд первой инстанции исходил из того, что в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, должность "старшая вожатая" не поименована. Наименование данной должности не содержится и в ранее действовавших Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
Ссылаясь на правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в соответствии с которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц, суд первой инстанции указал, что Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, согласно которому в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, утратило силу с 01 октября 1993 года, а действующие в настоящее время Списки не предусматривают включение работы по указанной должности в педагогический стаж. При этом ответчиком добровольно включен в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, период работы в должности старшей вожатой в МБОУ "Белоярская СОШ" с 01 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 11 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "м" пункта 1Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Список N 1067), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Список N 463), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 года N 1397).
Абзацем 4 пункта 2 названного Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 года, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о том, что оснований для включения в специальный стаж истца спорного периода работы с 01 сентября 1993 года по 31 августа 1995 года в должности старшей вожатой не имеется, поскольку постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утратило силу с 01 октября 1993 года, пенсионное законодательство после 1 октября 1993 года не предусматривает возможность включения в специальный стаж педагогической работы, учитываемой в целях назначения пенсии по старости на льготных условиях, работы в должности вожатых, ответчиком добровольно включен в специальный стаж период работы в должности старшей вожатой в МБОУ "Белоярская СОШ" с 01 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года, основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Оснований для применения Положения от 17 декабря 1959 года N 1397 у судов не имелось, поскольку период работы истца в должности старшей вожатой приходится после 01 октября 1993 года, то есть после того как названное положение утратило силу, при этом ответчик добровольно включил в специальный стаж истца период работы в должности старшей вожатой с 01 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года.
Само по себе несогласие Шуляковой А.А. с выводами судов не свидетельствует о незаконности судебных постановлений.
Довод кассационной жалобы Шуляковой А.А. о том, что в спорный период фактически исполняла трудовую функцию организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, является необоснованным.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, а поскольку такие данные в материалах дела отсутствуют, должность истца - старшая вожатая в трудовой книжке указана правильно, спорный период работы истца в должности старшей вожатой с 01 октября 1993 года по 31 августа 1995 года МКОУ "Белоярская средняя общеобразовательная школа" не подлежат зачету в специальный стаж истца.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам кассационной жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
принять отказ прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа от кассационного представления на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года.
Производство по кассационному представлению прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа прекратить.
Решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шуляковой Александры Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.