Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Щербаковой Н.В, Ефремовой О.Н, при ведении протокола помощником судьи Никишовой О.И, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело N 3а-33/2022 по административному исковому заявлению Г.А. о признании не действующим приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 7 декабря 2021 г. N25/26 "Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов для МУП "Губкин Сервис", оказывающего услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Губкинского городского округа Белгородской области с 1 января 2022 года по 31 декабря 2026 года"
по апелляционной жалобе Г.А. на решение Белгородского областного суда от 28 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Щербаковой Н.В, объяснения административного истца Г.А, его представителя Е.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Т.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
МУП "Губкин Сервис" осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение на территории Губкинского городского округа Белгородской области.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 7 декабря 2021 г. N25/26 для МУП "Губкин Сервис" установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022-2026 гг, тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г.
Приказ официально опубликован 13 декабря 2021 г. и вступил в силу 24 декабря 2021 г.
Г.А. обратился в Белгородской областной суд с настоящим административным иском, ссылаясь в обоснование заявленных требований на тот факт, что он является жителем Губкинского городского округа Белгородской области, потребителем услуг МУП "Губкин Сервис". Оспариваемым приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) от 7 декабря 2021 г. N25/26 в отсутствие сведений о значении и параметре предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Губкинском городском округе на 2023-2026 годы неправомерно установлены тарифы на холодную воду и водоотведение с 1 июля 2023 по 31 декабря 2026 года с превышением на 14, 8 %, что свидетельствует о наличии угрозы нарушения его права на оплату коммунальных услуг по законно установленным тарифам.
Просил суд признать упомянутый приказ со дня вступления решения суда в законную силу не действующим в части установления тарифов (с НДС) для населения на питьевую воду и водоотведение на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г.
Решением Белгородского областного суда от 28 апреля 2022 года административные исковые требования Г.А. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, Г.А. подал апелляционную жалобу, в которой заявитель просит судебный акт отменить, заявленные им требования удовлетворить в полном объеме. Полагал, что суд первой инстанции дал неверную оценку фактическим обстоятельствам по делу, неверно применил нормы материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что в силу положении части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации ему гарантировано право оплатить коммунальные услуги по питьевому водоснабжению и водоотведению по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предельным индексам, установленным федеральным органом регулирования тарифов - ФАС России в порядке, установленного федеральном законом. С учетом изложенного настоящий приказ оспаривался им только по мотивам нарушения порядка установления долгосрочных параметров регулирования тарифов, поскольку при превышении соответствующих тарифов предельных индексов, такой тариф может быть установлен по согласовании с ФАС России. Между тем, суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству неправомерно исключил ФАС России из числа заинтересованных лиц по делу.
Суд первой инстанции, по мнению заявителя, неверно дал оценку допущенному тарифным органом превышению предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за холодную воду и водоотведение в отсутствие установленных ФАС России предельных размеров платы за питьевую воду и водоотведение для МУП "Губкин Сервис".
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе МУП "Губкин Сервис", Управлением по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, прокурором Белгородской области представлены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения административного истца Г.А, его представителя Е.С, представителя административного ответчика Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Т.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проанализировав приведенные нормы, а также пункта 1.1, 1.6, 2.1.4.3, 2.1.4.5, 4.4 Положения о комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 25 июня 2018 года N 234-пп, Закона Белгородской области "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" и пункта 32 Правил регулирования тарифов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Комиссия до 1 января 2022 года являлась органом исполнительной власти Белгородской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Белгородской области. Комиссия устанавливала тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, издавала правовые акты в форме приказов, имеющих нормативный правовой характер и обязательных для исполнения на всей территории Белгородской области, ввиду чего оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом.
С 1 января 2022 г. таким органом является Управление по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (постановление Правительства Белгородской области от 20 декабря 2021 г. N627-пп).
Приказом Комиссии от 7 декабря 2021 г. N25/26 для МУП "Губкин Сервис" установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022-2026 гг, тарифы на питьевую воду и водоотведение на период с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2026 г.
Как следует из материалов дела основанием для открытия дела об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2022-2026 гг. для МУП "Губкин Сервис" послужили соответствующие заявления МУП "Губкин Сервис" от 21 апреля 2021 года, в которых для тарифного регулирования предложен метод индексации.
Дела об установлении тарифов открыты приказами Комиссии от 1 июня 2021 года N138д (на питьевую воду), от 7 июня 2021 года N139д (на водоотведение).
В рамках дела об установлении тарифов на очередной период регулирования административным ответчиком была проведена экспертиза предложений административного истца об установлении тарифов, что подтверждается экспертными заключениями.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, приказ от 7 декабря 2021 г. N25/26 издан на основании документов, представленных МУП "Губкин Сервис", и экспертных заключений Комиссии, по результатам правомочного заседания коллегии Комиссии, на котором за утверждение долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов проголосовали все присутствовавшие члены коллегии (протокол от 7 декабря 2021 г. N25, вопрос повестки N26), по содержанию соответствует пункту 28 Правил регулирования тарифов, подписан председателем Комиссии, официально опубликован 13 декабря 2021 г. согласно закону Белгородской области "О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов" на сайте "Вестник нормативных правовых актов Белгородской области" (www.zakon.belregion.ru) и вступил в силу 24 декабря 2021 г.
Таким образом, оспариваемый приказ принят с соблюдением требований закона, регулирующих его форму, вид, процедуру принятия, порядок введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что примененное нормативное регулирование соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, установленные тарифы соответствуют принципу экономической обоснованности. Так, тарифы сформированы исходя из объема оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки МУП "Губкин Сервис", рассчитанной методом индексации. Необходимая валовая выручка определена с учетом текущих расходов, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативной и расчетной предпринимательской прибыли МУП "Губкин Сервис", а также прогнозных показателей социально-экономического развития Российской Федерации.
Метод регулирования тарифов выбран Комиссией на основании критериев, указанных в пункте 31 Основ ценообразования, и с учетом предложений МУП "Губкин Сервис".
Тарифы установлены на основе долгосрочных параметров их регулирования сроком на 5 лет с календарной разбивкой по полугодиям.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.
Административный истец Г.А. экономическую обоснованность, соблюдение процедуры принятия, порядок введения в действие приказа не оспаривал.
Проверяя доводы административного истца об издании приказа от 7 декабря 2021 г. N25/26 без предварительного согласования с Федеральной антимонопольной службой России суд обоснованно исходил из следующего.
Как следует из содержания части 16 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении органы регулирования в случае установления предельных индексов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения таким образом, чтобы рост тарифов на питьевую воду (холодное водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа, которое приводит к превышению предельного индекса, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в указанном выше порядке (часть 17 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 37 Правил регулирования тарифов).
Предельные индексы устанавливаются федеральным органом регулирования тарифов в среднем по каждому субъекту Российской Федерации на год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации (пункт 3 Правил регулирования тарифов).
Согласно пункту 19 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении и пункту 1 Основ ценообразования под предельными индексами понимаются предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, то есть индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливались и применялись до 1 января 2016 г.
В связи с введением в действие с 1 июля 2014 г. в жилищное законодательство индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, направленных на ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N417-ФЗ, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N718-р), и завершением к 1 января 2016 г. перехода к государственному регулированию тарифов на питьевую воду и водоотведение на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (с применением метода доходности инвестиционного капитала или метода индексации) (часть 10.1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении) Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации издало Распоряжение от 15 ноября 2018 г. N2490-р, которым утвердило индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период), подлежащие применению вместо предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливаемых ранее на основании Закона о водоснабжении и водоотведении.
Средний индекс по Белгородской области на 2022-2023 гг. определен в виде формулы, предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям Белгородской области составило 2%.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 октября 2021 г. N3073-р средний индекс по Белгородской области на 2022 г. составил: I полугодие - 0%, II полугодие - 4%.
Во исполнение переданных полномочий губернатором Белгородской области приняты постановления от 13 декабря 2019 г. N90, от 15 декабря 2020 г. N147, которыми утверждены предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2021-2023 гг.
В частности, предельные индексы в Губкинском городском округе на 2022-2023 гг. определены согласно пункту 37 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N400 (далее - Основы формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги), в виде формулы, в которой отдельного расчёта требуют:
размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг на месяц года долгосрочного периода, в котором размер вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Белгородской области максимален;
размер вносимой гражданином платы за коммунальные услуги с наиболее невыгодным для потребителя (с точки зрения прироста платы за коммунальные услуги) набором коммунальных услуг в декабре предыдущего календарного года.
По постановлению губернатора Белгородской области от 15 декабря 2021 г. N172 предельные индексы в Губкинском городском округе на 2022 г. составили: с 1 января по 30 июня - 0%, с 1 июля по 31 декабря - 6%. Предельные индексы на 2023 г. определены в виде той же формулы.
Применение предельных индексов, предусмотренных ст. 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса (пункт 10 Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги).
Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не ограничивают рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяются к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
Как верно указал суд первой инстанции, на момент принятия оспариваемого приказа индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2023-2026 гг. не утверждены.
Вопреки правовой позиции административного истца, в силу действующего правового регулирования (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9, 11, 12 Основ формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги) индексы на 2023-2026 гг. не могли быть установлены в определенных значениях на день издания приказа от 7 декабря 2021 г. N25/26 в виду отсутствия необходимых данных.
С учетом изложенного, как верно указал суд первой инстанции, установление тарифов на период с 1 июля 2023 г. по 31 декабря 2026 г. в отсутствие определенных значений указанных индексов не противоречило приведенному выше федеральному законодательству и не требовало предварительного согласования в порядке, предусмотренном пунктами 37-47 Правил регулирования тарифов и Основами формирования индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
Напротив, установление долгосрочных тарифов только после утверждения определенных значений указанных индексов привело бы к нарушению требований пункта 8 Правил регулирования тарифов, требующего устанавливать тарифы до начала очередного периода регулирования, и создавало бы правовую неопределенность в регулировании платы за холодное водоснабжение и водоотведение.
Довод административного истца о необходимости учитывать предельный индекс 6%, применявшийся за прошедшие периоды, не основан на приведенном выше правовом регулировании, и обоснованно был отклонен судом.
Как верно указал суд первой инстанции, увеличение с 1 июля 2023 г. размера тарифов само по себе не свидетельствует о незаконности приказа от 7 декабря 2021 г. N25/26, нарушении прав административного истца, поскольку данный тариф на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования носит расчетный характер и подлежит ежегодной корректировке.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что установленное оспариваемым приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области нормативное регулирование не противоречит требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, права и законные интересы административного истца не нарушает, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не усмотрел оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При рассмотрении дела судом первой инстанции всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана правильная юридическая оценка.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, являлись предметом проверки суда первой инстанции, получили соответствующую оценку, правомерность которой сомнений не вызывает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белгородского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.