Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Ефремовой О.Н, Щербаковой Н.В, при секретаре Алексие Н.М, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-246/2022 по административному исковому заявлению К.Н. о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области", по апелляционной жалобе К.Н. на решение Московского областного суда от 21 марта 2022 года об оставлении административных исковых требований без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В, объяснения представителя административных ответчиков Правительства Московской области, Губернатора Московской области П.А, представителей заинтересованных лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области по доверенности П.Н, Комитета по ценам и тарифам Московской области по доверенности У.М, Министерства экологии и природопользования Московской области по доверенности Ю.Л, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гришиной А.С, полагавшей решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Московской области (далее - Территориальная схема).
Постановление N 984/47 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 22 декабря 2016 года, а также в изданиях: "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 246, 29 декабря 2016 года, "Ежедневные Новости. Подмосковье", N27, 14 февраля 2017 года, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 3, 30 марта 2017 года.
Постановлением Правительства Московской области от 19 марта 2018 года N 162/9 Территориальная схема изложена в новой редакции.
Постановление N 162/9 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 21марта 2018 года, а также в издании "Информационный вестник Правительства Московской области", N 13, 28 августа 2018 года.
Постановлением Правительства Московской области от 25 декабря 2018 года N 1004/46 в Территориальную схему внесены изменения.
Постановление N 1004/46 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 17 января 2019 года, в изданиях: "Ежедневные Новости. Подмосковье", N27, 14 февраля 2019 года, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 8, 29 мая 2019 года.
Постановлением Правительства МО от 9 июля 2019 года N 411/22 Территориальная схема изложена в новой редакции.
Постановление N 411/22 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 8 августа 2019 года, полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области, а также в изданиях: "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 146, 9 августа 2019 года, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 17, 22 ноября 2019 года.
Постановлением Правительства Московской области от 17 ноября 2020 года N 864/38 Территориальная схема изложена в новой редакции.
Постановление N 864/38 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 16 декабря 2020 года. Полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области, а также в изданиях: "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 7, 19 января 2021 года, "Информационный вестник Правительства Московской области", N 4, 25 февраля 2021 года.
Постановлением Правительства Московской области от 11 января 2022 года N 3/1 Территориальная схема изложена в новой редакции.
Постановление N 3/1 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 21 февраля 2022 года. Полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области.
К.Н. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь в обоснование требований на тот факт, что Территориальная схема предусматривает вывоз отходов для захоронения в комплексе "Алексинский карьер".
На территории городского округа Клин Московской области базируется стратегический военный аэродром государственной авиации Клин-5. По мнению заявителя, в нарушение положений пункта 6 части 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктов 2(е) и 3(д) Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460, пункта 59 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138, содержащих запрет размещать на приаэродромной территории объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, комплекс "Алексинский карьер", являющийся таковым объектом, расположен в непосредственности близости от аэропорта, что ставит под угрозу безопасность граждан, проживающих в городском округе Клин Московской области.
По мнению административного истца, комплекс "Алексинский карьер" является заведомо незаконно действующим объектом размещения отходов. Допускаемые нарушения требований норм и правил в области санитарного законодательства при эксплуатации комплекса "Алексинский карьер" создают угрозу здоровью истца, нарушают ее право на благоприятную окружающую среду.
Территориальная схема устанавливает размер тарифа, ввиду чего ущемляет и имущественные права административного истца.
Решением Московского областного суда от 21 марта 2022 года административные исковые требования К.Н. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с постановленным решением, административный истец К.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, значимых для дела, и неправильное применение норм материального и процессуального права, повторяя доводы, приведенные в административном исковом заявлении.
Дополнительно обращает внимание судебной коллегии на тот факт, что суд первой инстанции неправильно определилпредмет спора. Так, суд проверил Территориальную схему в редакции постановления Правительства Московской области от 11 января 2022 года, тогда как административное исковое заявление было подано и поступило в суд 31 декабря 2021 года, т.е. до принятия указанного постановления.
Суд неверно, по мнению заявителя, относит объект "Алексинский карьер" к комплексу по переработке отходов. Кроме того, по тексту решения суд применяет аббревиатуру "ГКО", что влечет неопределенность судебного акта.
Не согласился заявитель и с выводами суда первой инстанции о соблюдении административным ответчиком при размещении "Алексинского карьера" требований законодательства к приаэродромной территории. Вызывает сомнение у заявителя и факт согласования размещения указанного объекта Министерством обороны Российской Федерации.
Не нашел своей оценки, по мнению заявителя, и довод о нарушении порядка проведения общественных слушаний по оспариваемому нормативному правовому акту. Общественные слушания в нарушение существующей процедуры были назначены администрацией городского округа Клин.
Не нашел своей оценки и имеющей юридическое значение довод административного истца о незаконности установления проектной мощности комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер".
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт ущемляет его права, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежит признанию недействующим.
На апелляционную жалобу Правительством Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Управлением Роспотребнадзора по Московской области, Комитетом по ценам и тарифам Московской области, Министерством обороны Российской Федерации, прокурором, участвующим в деле, представлены возражения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец К.Н, заинтересованные лица администрация городского округа Клин, ООО "Комбинат", Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть N04775, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области, явка которых по данному делу обязательной не признавалась, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителей Правительства Московской области, Губернатора Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитета по ценам и тарифам Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами закреплены в подпунктах 7, 7.1 и 7.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В частности, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение территориальной схемы обращения с отходами.
Подпунктом "д" пункта 1 статьи 12 Закона Московской области от 8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, отнесено к полномочиям Правительства Московской области.
Проанализировав положения подпункта "д" пункта 1 статьи 12 Закона Московской области от 8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области", суд обоснованно пришел к выводу, что именно Правительство Московской области обладает полномочиями органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Московской области по разработке и утверждению территориальных схем обращения с отходами.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Московской области.
Действующая редакция Территориальной схемы Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 11 января 2022 года N 3/1.
Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы административного истца К.Н. со ссылкой на подачу административного искового заявления 31 декабря 2021 года о необоснованной судебной проверке Территориальной схемы в редакции постановления Правительства Московской области от 11 января 2022 года N 3/1.
В пунктах 25, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" даны разъяснения, согласно которым при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
В случае если в процессе рассмотрения дела оспариваемый нормативный правовой акт изменен, отменен или утратил силу и принят иной нормативный правовой акт, аналогичным образом регламентирующий правоотношения, в связи с регулированием которых подано заявление об оспаривании нормативного правового акта, административный истец, заявитель вправе уточнить заявленные требования.
С учетом данных разъяснений, исходя из того, что оспариваемый нормативный правовой акт был изменен до принятия судом решения, а его прежняя редакция утратила свою силу, с учетом правовой позиции административного истца К.Н, которая от заявленного иска не отказалась, в целях реализации ее прав на судебную защиту, суд обоснованно продолжил рассмотрение настоящего административного дела.
Порядок разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, регламентирован соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130.
Согласно пункту 3 Правил, Территориальные схемы разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (далее - уполномоченный орган).
Таким уполномоченным органом на территории Московской области в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24 сентября 2018 года N 462-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области" является Министерство ЖКХ Московской области.
В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 3 октября 2013 года N 787/44, Министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области, в том числе по вопросам в области обращения с отходами производства и потребления.
В силу пунктов 12.1, 12.23 Положения Министерство осуществляет полномочия по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Разработанный проект действующей редакции Территориальной схемы предполагал внесение изменений в части создания новых объектов обращения с отходами, предусматривающих комплексную программу по обращению с отходами, наряду с закрытием полигонов государственного кадастра отходов, а также корректировку схемы потоков отходов, с учетом введения новых мощностей.
Вопреки доводам административного истца, в отношении проекта Территориальной схемы были проведены общественные обсуждения.
Проект действующей редакции Территориальной схемы на официальном сайте Министерства был размещен 10 сентября 2020 года.
Срок общественного обсуждения по проекту составлял 32 календарных дня с 11 сентября 2020 года 12 октября 2020 года.
14 сентября 2020 года Министерством направлено уведомление о размещении проекта действующей редакции Территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
По результатам рассмотрения поступивших замечаний и (или) предложений к проекту Министерством было подготовлено заключение об учете 131 поступившего замечания и (или) предложения о причинах отклонения, которое размещено на официальном сайте Министерства 8 октября 2020 года.
На официальном сайте Министерства проект действующей редакции Территориальной схемы в целях повторного проведения общественного обсуждения размещен 21 октября 2020 года.
Срок повторного общественного обсуждения проекта действующей редакции Территориальной схемы составляет 16 календарных дней с 22 октября 2020 года по 7 ноября 2020 года.
23 октября 2020 года Министерством направлено уведомление о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Замечания и предложения по проекту принимались в срок не позднее 1 ноября 2020 года.
Заключение об учете поступивших замечаний и (или) предложений о причинах отклонения к проекту действующей редакции Территориальной схемы размещено Министерством на официальном сайте Министерства 3 ноября 2020 года.
С учетом положений постановления Губернатора Московской области от 2 июля 2003 года "О Регламенте Правительства Московской области" по проекту Территориальной схемы также были получены следующие согласования: заключение Министерства; заключение Главного управления региональной безопасности Московской области по результатам специализированной антикоррупционной экспертизы от 8 декабря 2020 года (N), заключение Министерства экономики и финансов Московской области от 4 декабря 2020 года N 24 (N); заключение Министерства экологии и природопользования Московской области от 17 ноября 2020 года (N); заключение Комитета по ценам и тарифам Московской области.
Постановление N 3/1 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 21 февраля 2022 года. Полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом, с соблюдением установленной процедуры его принятия и введения в действие.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушении прав истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Полигон твердых бытовых отходов "Алексинский карьер" включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31 июля 2015 года N 625 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов". В соответствии с приложением к приказу, эксплуатацию полигона осуществляет ООО "Комбинат", имеющий лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами.
Строительство комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" (общей мощностью 950 тыс. тонн/год) на территории городского округа Клин Московской области осуществлено ООО "Комбинат" в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На проект реконструкции и рекультивации с дозагрузкой полигона твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от 23 июля 2014 года N 127-Э.
Постановление Администрации городского округа Клин Московской области от 25 марта 2019 года N 488 "О назначении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы, проектная документация "Строительство первой и второй очереди комплекса по переработке и размещению твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" в городском округе Клин" (далее - Постановление N 488) размещено на официальном сайте городского округа Клин Московской области, а также опубликовано в газете "Серп и Молот" N от 26 марта 2019 года. Соответствующая информация о порядке и месте проведения общественных обсуждений была размещена в открытых доступных источниках, включая информационное издание "Еженедельные новости. Подмосковье сегодня" N от 27 марта 2019 года, а также на официальном сайте городского округа Клин Московской области в сети "Интернет".
По итогам общественных обсуждений, которые состоялись 29 апреля 2019 года, был составлен протокол, впоследствии размещенный на официальном сайте городского округа Клин Московской области в сети "Интернет". Постановление Администрации городского округа Клин Московской области от 21 июня 2019 года N 1190 "Об утверждении протокола общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы: проектная документация "Строительство первой и второй очереди комплекса по переработке и размещению твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" в городском округе Клин" опубликовано в газете "Серп и Молот" N от 2 июля 2019 года, а также размещено на официальном сайте Администрации городского округа Клин Московской области.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 3 июля 2019 года N428-РМ "Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство первой и второй очереди комплекса по переработке и размещению твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области" была инициирована соответствующая процедура в отношении проектной документации, включающей в себя в том числе и материалы общественных обсуждений по проекту, назначенных в соответствии Постановлением N 488.
Впоследствии распоряжением Минэкологии Московской области от 23 сентября 2019 года N 709-РМ "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" в городском округе Клин Московской области" утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.
Вышеперечисленные обстоятельства и документы свидетельствуют о соблюдении установленной процедуры проведения общественных обсуждений по проектной документации "Строительство первой и второй очереди комплекса по переработке и размещению твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер" в городском округе Клин", а также о надлежащем извещении об их проведении и обеспечении возможности участия в них административного истца.
Министерством жилищной политики Московской области в установленном порядке выдано разрешение на строительство комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" от 23 декабря 2019 года N и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 1 декабря 2020 года N.
Министерством жилищной политики Московской области в установленном порядке выдано разрешение на строительство третьей очереди комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" от 22 апреля 2020 года N и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25 декабря 2021 года N.
Как следует из Территориальной схемы мощность комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" составляет 950 тыс. т/год.
Указанная мощность соотносится с проектной мощностью комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" в размере 950 тыс. тонн/год (строительство первой и второй очередей 450 тыс. тонн/год и строительство третьей очереди 500 тыс. тонн/год), определенной в государственной программе Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017-2026 годы", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2016 года N 795/39.
Комплекс по переработке отходов "Алексинский карьер" расположен на земельных участках с кадастровыми номерами: N, N, N, N.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для реконструкции и рекультивации с дозагрузкой полигона ТБО "Алексинский карьер", расположен по адресу: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: под полигон по размещению и захоронению твердых бытовых и промышленных нетоксичных отходов, расположен по адресу: "адрес".
Для земельного участка с кадастровым номером N установлена категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: для реконструкции и рекультивации с дозагрузкой полигона твердых бытовых отходов "Алексинский карьер", расположен по адресу: "адрес".
Земельный участок с кадастровым номером N с категорий земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования: специальная деятельность, расположен по адресу: "адрес".
В соответствии с Генеральным планом городского округа Клин Московской области, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Клин Московской области от 27 февраля 2020 года N 16/57, рассматриваемые земельные участки отнесены к функциональной зоне объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (СП-3).
Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 10 декабря 2019 года N 249-РСЗЗ установлена санитарно-защитная зона комплекса по переработке и размещению ТКО "Алексинский карьер" ООО "Комбинат" по адресу: "адрес" с границей согласно перечню координат характерных точек и графическому описанию местоположения.
Санитарно-защитная зона комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" ООО "Комбинат" отображена на картографическом материале Генерального плана городского округа Клин Московской области.
Давая оценку доводам административного истца о расположении комплекса по переработке отходов "Алексинский карьер" в приаэродромной территории, суд обоснованно исходил из того, что указанная зона может быть установлена актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду (часть 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).
На приаэродромной территории выделяются шесть подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в соответствии с частью 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены правила установления приаэродромной территории, правила выделения на приаэродромной территории подзон и правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.
Подпунктами "д", "е" пункта 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома.
Правил выделения на приаэродромной территории подзон утратили силу с 1 января 2022 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 года N 2183.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления приаэродромной территории, решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, до настоящего времени приаэродромная территория аэродрома государственной авиации Клин Московской области уполномоченным органом не утверждена.
В силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, для аэродрома государственной авиации.
Согласно пункту 3.1 Порядка согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов государственной авиации Кубинка, Чкаловский, Клин, Остафьево и Ступино, расположенных на территории Московской области, являющегося Приложением N 1 к Соглашению о взаимодействии Правительства Московской области и Министерства обороны Российской Федерации, заключенному 10 июля 2019 года N 158, ответственным за предоставление согласования является воинская часть, в ведении которой находятся аэродромы государственной авиации, в лице старшего авиационного начальника аэродромов государственной авиации, расположенных на территории Московской области. Контактная информация указана в приложении 1 к Порядку.
В соответствии с приложением 1 к Порядку контакт аэродрома Клин: "адрес", войсковая часть 45095-а. С 1 августа 2018 года указанная войсковая часть переформирована в войсковую часть N 04775.
По результатам рассмотрения заявлений ООО "Комбинат" командиром войсковой части 04775 подполковником З.В. приняты решения от 29 августа 2018 года N 245, от 14 ноября 2019 года N 3004 о согласовании строительства объекта на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N, N.
Министерство обороны Российской Федерации согласование строительства объектов комплекса по переработке твердых коммунальных отходов "Алексинский карьер", выданное командиром войсковой части 04775, подтвердило.
Не нашли своего подтверждения и доводы административного истца об ущемлении ее имущественные прав, примененным тарифным регулированием.
Пункт 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем.
Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами указаны в таблицах 7.1-7.3 раздела 10 Территориальной схемы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона N 89-ФЗ государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12.4 (1) Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 1 ноября 2011 года N 1321/46, к полномочиям Комитета относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Распоряжением Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годы на территории Московской области, в том числе для регионального оператора ООО "Экопромсервис" на территории городского округа Клин.
В Территориальную схему включены значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные вышеуказанным распоряжением Комитета N 403-Р.
Распоряжение Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р "Об утверждении предельных единых тарифов за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области" опубликовано на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области 20 декабря 2019 года в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 1 от 9 января 2020 года.
Распоряжение Комитета от 20 декабря 2019 года N 403-Р в судебном или ином порядке не оспорено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства по делу, применил нормы материального права, подлежащие применению при рассмотрении возникшего спора, надлежащим образом оценил представленные доказательства и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований, поскольку Территориальная схема обращения с отходами Московской области, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года N 984/47, принята уполномоченным органом, в пределах предоставленной компетенции, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав административного истца не нарушает.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяет позицию административного истца по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, подробно приведенная в судебном акте, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Апелляционная жалоба не содержат доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве безусловных оснований для отмены судебного акта, не допущено, суд первой инстанции принял верное решение о соответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному законодательству.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Московского областного суда от 21 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.