Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Руслан и Людмила" Степового А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 77 Ворошиловского судебного района г. Волгограда от 12 августа 2021 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Руслан и Людмила" (далее - ООО "УК "Руслан и Людмила", общество) Степового Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 77 Ворошиловского судебного района г. Волгограда от 12 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 сентября 2021 года, директор ООО "УК "Руслан и Людмила" Степовой А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО "УК "Руслан и Людмила" Степового А.В. к административной ответственности) установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ), части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, к лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "а"), исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подпункт "б").
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать, в том числе благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416) определено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением стандартов, в том числе посредством осуществления контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
Исходя из части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания N 491), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома должно обеспечиваться исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 (далее - Минимальный перечень N 290). К минимально необходимым работам по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме относятся работы, которая управляющая организация отнесет по результатам осмотров (весенних, осенних) технического состояния общего имущества, не отвечающего критериям надежности и безопасности и требованиям действующего законодательства, и их выполнение осуществляется в неотложном порядке в период действия договора управления многоквартирным домом в соответствии с Минимальным перечнем N 290 (п. 10, 11(1) Правил N 491.
В соответствии с пунктом 13(1) Правил N 491 внеочередные осмотры проводятся в течение одних суток после произошедших аварий.
В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен. Указанный акт должен быть составлен и подписан заявителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя (пункт 152 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Основанием для привлечения директора ООО "УК "Руслан и Людмила" ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили приведенные в обжалуемых судебных актах обстоятельства, выявленные должностным лицом ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, согласно которым общество, осуществляя на основании лицензии предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: "адрес", допустило нарушения требований пункта 10 Правил содержания N 491, пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13, 4.6.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170, пункта 7 Минимального перечня N 290, подпунктов "в, д" пункта Правил N 416, выразившиеся в ненадлежащем содержании кровельного покрытия многоквартирного дома, в том числе в границах "адрес", обнаружении множественных сквозных отверстий шиферной кровли, неплотности примыкания к выступающим элементам крыши частичное отсутствие конька, гниении стропильной системы.
В ходе дополнительно проведенного обследования "адрес" многоквартирного дома по адресу: "адрес", выявлены влажные затечные пятна на ограждающих конструкциях в двух жилых комнатах и кухне, что свидетельствует о течи кровельного покрытия и не принятии мер в период с 9 февраля 2021 года по 3 марта 2021 года и является нарушением требований пункта 10 Правил содержания N 491, пункта 2.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 г. N 170.
Кроме того, в нарушение требований пункта 34 Правил N 416, подпункта "и" пункта 31, пункта 152 Правила N 354 акт о происшествии в "адрес" многоквартирного дома по адресу: "адрес", в связи с возникшей аварийной ситуацией 14 февраля 2021 года составлен не был, собственнику данной квартиры не вручен.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.11-14), копией акта проверки от 26 апреля 2021 года N 1485-р (л.д.23-27), копией фотоматериала (л.д.28-44), копией обращения Назаровой С.А. (оборот л.д.45, 47), копией жалобы Назаровой С.А. (л.д.46, 48, 50), копией заявления Назаровой С.А. (л.д.47, 49), копией сообщения от 10 марта 2021 года (л.д.51), копией распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки (л.д.52-53), копией акта проверки органом лицензионного контроля от 9 марта 2021 года N 624-р (оборот л.д.56-59), копией предписания N 624-Р-1 от 9 марта 2021 года (оборот л.д.59-60), копией предписания N 624-Р-2 от 9 марта 2021 года (оборот л.д.60-61), копией лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.68), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.69-74), копией договора управления многоквартирным домом от 15 октября 2020 года по адресу: "адрес" (л.д.75-78), и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия директора ООО "УК "Руслан и Людмила" Степового А.В. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется.
При этом, мировой судья, учитывая конкретные обстоятельства дела, материальное положение, снизил размер назначенного директору общества Степовому А.В. административного наказания в виде административного штрафа с учетом положений частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до размера половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией вменяемого правонарушения.
Ссылка в жалобе на составление акта осмотра общего имущества многоквартирного дома и помещения заявителя на предмет подтверждения факта затопления 14 февраля 2021 года и его последствий подлежит отклонению в силу следующего.
Как следует из акта б/н, основанием для вызова аварийной бригады по адресу: "адрес", явилось сообщение о течи с потолка в "адрес" по указанному адресу. Предметом осмотра сотрудников ООО "УК "Руслан и Людмила" и собственников соседних квартир явились коммуникации на чердаке, в ходе осмотра установлено, что нарушений в виде прорыва трубы не обнаружено (л.д.93).
Между тем, в материалах дела не имеется сведений, подтверждающих составление акта о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, содержащего описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен, в отношении имущества собственника "адрес" по адресу: "адрес".
Доводы поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат имеющимся в деле доказательствам и не ставят под сомнение наличие в действиях Степового А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения Степового А.В. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 77 Ворошиловского судебного района г. Волгограда от 12 августа 2021 года и решение судьи Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 27 сентября 2021 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Руслан и Людмила" Степового Александра Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Степового А.В. - без удовлетворения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка;
мировой судья Нугаев Р.К. N 5-75-618/2021
судья районного суда Никитина Е.А. N 12-360/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-1879/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.