Дело N 2а-1699/2021
г. Краснодар 02.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную 21.03.2022 кассационную жалобу Таран Е.Д. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 07.12.2021, вынесенное по апелляционной жалобе Администрации г. Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.08.2021 по административному делу по административному иску Таран Е.Д. к Администрации г. Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо - Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения представителя Таран Е.Д. по доверенности Раджабова Р.Н, поддержавших кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Таран Е.Д. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от 17.02.2021 N 713 об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (поз. по ГП-49). Обязать административного ответчика рассмотреть вопрос о приведении территориальной зоны, установленной в отношении указанного земельного участка в соответствие с Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 25.08.2016 N 888 в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Администрацию г. Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление Таран Е.Д. о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке дооформления прав.
В обоснование требований Таран Е.Д. указала на то, что решением Симферопольского городского совета N 928 от 13.03.2014 административному истцу предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, ориентировочной площадью 0, 1000 га, расположенного по адресу: "адрес" (поз. по ГП-49).
14.10.2020 Таран Е.Д. подала административному ответчику заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства бесплатно в порядке статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от 17.02.2021 N 713 в предоставлении земельного участка отказано в связи с его нахождением в границах территориальной зоны зеленых насаждений (З-1), не предусматривающей индивидуального жилищного строительства.
Полагая данный отказ неправомерным, нарушающим права административного истца, Таран Е.Д. просила об удовлетворении административного иска.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.08.2021 принят отказ Таран Е.Д. от административного иска в части возложения на городскую администрацию обязанности рассмотреть вопрос о приведении территориальной зоны, установленной в отношении земельного участка с кадастровым номером N, в соответствие с Генеральным планом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденным решением Симферопольского городского совета от 25.08.2016 N 888.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.08.2021 административный иск Таран Е.Д. удовлетворен частично.
Суд признал незаконным постановление от 17.02.2021 N 713 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданке Российской Федерации Таран Е.Д." земельного участка с кадастровым номером N
Суд обязал административного ответчика повторно рассмотреть заявление Таран Е.Д. от 14.10.2020 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка в порядке завершения оформления прав. В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 07.12.2021 решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 04.08.2021 отменено. По делу принято новое решение об отказе в административном иске.
В кассационной жалобе Таран Е.Д. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, что повлияло на исход дела.
Заявитель жалобы указывает на то, что Генеральный план является нормативным правовым актом, который имеет большую юридическую силу по отношению к Правилам землепользования и застройки, в связи с чем у судебной коллегии отсутствовали основания применять нормативный правовой акт меньшей юридической силы.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Декларацией о независимости Республики Крым, принятой на внеочередном пленарном заседании Верховного Совета Автономной Республики Крым 11.03.2014 и внеочередном пленарном заседании Севастопольского городского Совета 11.03.2014, провозглашена независимость Республики Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Из содержания статьи 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" следует, что все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с настоящим Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК право собственности Украины на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на 17.03.2014 на территории Республики Крым, считается прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
В силу части 1 статьи 13 указанного закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014 (далее - решение о разрешении на разработку документации).
Во исполнение статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (Порядок), который регламентирует правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 13 Закона от 31.07.2014 N 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Так, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, подпункта 7 пункта 13.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования", утвержденного Постановлением Администрации города Симферополя от 25.09.2020 N 5511 (Административный регламент) основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки (статья 30 ГрК РФ).
Согласно статье 47 Временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (Временные правила), утвержденных решением 42-ой сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28.04.2016 N 733, зоны зеленых насаждений иного назначения на территории городского округа представлены земельными участками, занятыми зонами зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий и зонами иных зеленых насаждений, на которые действие градостроительного регламента не распространяется.
Зоны зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий включают в себя участки территории города, предназначенные для установления полос отвода автомобильных дорог, размещения улично-дорожной сети, за исключением внутриквартальных проездов, инженерной сети, объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства (при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения), установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов указанных объектов, объектов благоустройства, в том числе для размещения парков, скверов, бульваров, газонов в границах таких территорий, иных зеленых насаждений. Регламенты для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ГрК РФ не устанавливаются. Регулирование градостроительной деятельности для зон зеленых насаждений общего пользования в границах коридоров красных линий должно осуществляться в соответствии с Проектом планировки и межевания улично-дорожной сети и территорий общественного пользования. Регламенты для иных зеленых насаждений, относящихся к территориям общего пользования, в соответствии с пунктом 4 статьи 36 ГрК РФ не устанавливаются (статья 48 Временные Правила).
Разрешая дело, суды руководствовались статьями 9, 72 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, пунктом 2 статьи 15, подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1, статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 9, 30, пунктами 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, статьи 34, положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым", Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования", утвержденным Постановлением Администрации города Симферополя от 25.09.2020 N 5511.
Удовлетворяя требования административного иска в части, районный суд исходил из того, что, разрешая заявление Таран Е.Д, административный ответчик не принял во внимание ответ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым от 26.10.2020 N, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N находится в границах функциональной зоны "Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)", не учел в этой связи принцип первичности генерального плана по отношению к правилам землепользования и застройки, следствием чего явился незаконный отказ муниципального органа в предоставлении Таран Е.Д. земельного участка в порядке "дооформления" права.
Отменяя решение районного суда и отказывая в административном иске, суд апелляционной инстанции указал на то, что нахождение земельного участка в зоне зеленых насаждений З-1 согласно Правилам землепользования и застройки исключает его использование для индивидуального жилищного строительства, вследствие чего пришел к выводу о том, что обжалуемый отказ принят в пределах полномочий органа исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством и не является решением, принятым против законных прав и интересов административного истца.
В этой связи апелляционный суд отметил, что муниципальный орган действует в соответствии с утвержденным административным регламентом и при разрешении вопросов о предоставлении земельных участков не вправе вдаваться в разрешение вопросов о соответствии Правил землепользования и застройки Генплану. Выводы суда первой инстанции об обратном, по мнению судебной коллегии, являются ошибочными, поскольку процессуальным законом предусмотрен специальный порядок для разрешения споров по устранению несоответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану.
Применительно к фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований. С выводами судебной коллегии надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, с соблюдением процессуального закона.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию материального закона, регулирующего вопросы предоставления земельного участка, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 07.12.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Таран Е.Д. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.