Дело N 3а-1258/2021
г. Краснодар 07.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 29.03.2022 кассационную жалобу Администрации г. Краснодара на решение Краснодарского краевого суда от 18.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, Государственному бюджетному учреждению Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ", заинтересованные лица - Администрация г. Краснодара, Администрация Славянского района, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" по доверенности Склярова О.В, просившего об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Горторгкомплекс" (ООО "Горторгкомплекс", Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просило установить по состоянию на 01.01.2020 кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N и N, площадью 3352 кв.м. и 3132 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного значения", расположенные по адресу: "адрес", в размере их рыночной стоимости 1380 000 руб. и 1300 000 руб, соответственно; земельного участка с кадастровым номером N, площадью 67608 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для строительства оптово-розничного рынка", расположенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости 141 963 000 руб.
В обоснование требований Общество указало на то, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N и N и собственником участка с кадастровым номером N, кадастровая стоимость которых, установленная по состоянию на 01.01.2020 в размере 2 635 610, 56 руб.; 2 599 090, 2 руб. и 640 182 856, 32 руб, соответственно, значительно превышает их рыночную стоимость, что необоснованно увеличивает размер налоговых отчислений и арендной платы.
Ссылаясь на изложенное, ООО "Горторгкомплекс" просило об удовлетворении административного иска.
Решением Краснодарского краевого суда от 18.10.2021 административный иск удовлетворен частично.
Суд установилкадастровую стоимость участков по состоянию на 01.01.2020 в размере их рыночной стоимости: с кадастровым номером N в сумме 1 968 000 руб.; с кадастровым номером N - 1 838 000 руб.; с кадастровым номером N - 372 452 000 руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков постановлено считать 27.05.2021.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.02.2022 резолютивная часть решения Краснодарского краевого суда от 18.10.2021 дополнена указанием на период действия установленной судом кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N - с 01.01.2021 по 05.07.2021. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация г. Краснодара просит отменить решения судов обеих инстанций в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0403020:185, как постановленные с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы сводятся к тому, что кадастровая стоимость земельного участка была определена уполномоченным органом в порядке массовой оценки. В этой связи оснований полагать, что такой оценкой нарушены права и законные интересы административного истца у судов, по мнению городской администрации, не имелось. Снижение кадастровой стоимости земельного участка на 41, 8% превышает допустимые пределы снижения кадастровой стоимости и влечет уменьшение отчислений в бюджет муниципального образования.
На кассационную жалобу Обществом подан отзыв, в котором содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
По материалам дела и доводам кассационной жалобы предусмотренных частями 2-3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) оснований для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Согласно части 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (часть 3 статьи 66 названного Кодекса).
Из содержания статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На территории Краснодарского края государственная кадастровая оценка земель произведена в соответствии с Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05.10.2020 N 1882 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами N и N собственником участка с кадастровым номером N
Поскольку размер налоговых отчислений и арендная плата рассчитываются из кадастровой стоимости земельных участков, Общество как собственник и арендатор таких участков имеет материально-правовой интерес в части приведения их кадастровой стоимости в соответствие с их рыночной стоимостью.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, административным истцом был представлен отчет об оценке N от 19.05.2021, выполненный оценщиком ООО "Р-Групп" Астапенковым В.В, согласно которому рыночная стоимость земельных участков на 01.01.2020 составила: с кадастровым номером N - 1 380 000 руб.; с кадастровым номером N - 1 300 000 руб.; с кадастровым номером N - 141 963 000 руб.
В ходе судебного разбирательства в целях определения достоверной рыночной стоимости объекта недвижимости судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "ЮгПроЭксперт".
Как следует из заключения эксперта ООО "ЮгПроЭксперт" от 16.08.2021 N N, отчет об оценке, предоставленный административным истцом N N от 19.05.2021, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки. Информация, используемая оценщиком при составлении отчета об оценке, не отвечает критериям проверяемости. Согласно вышеуказанному экспертному заключению рыночная стоимость земельных участков на дату оценки составила: с кадастровым номером 23:27:0201000:522 в размере 1 968 000 руб.; с кадастровым номером 23:27:0201000:524 - 1 838 000 руб.; с кадастровым номером N - 372 452 000 руб.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции и согласившийся с ним апелляционный суд пришли к выводу о соответствии заключения судебной экспертизы требованиям процессуального закона, предъявляемым к доказательствам об их относимости и допустимости, в связи с чем положили в основу решений выводы эксперта.
Дополняя резолютивную часть решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам приняла во внимание то обстоятельство, что актом ГБУ Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" от 16.07.2021 в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в связи с изменением 05.07.2021 земельного участка с кадастровым номером N вида разрешенного использования земельного участка с "для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" на "туристическое обслуживание", его кадастровая стоимость определена по состоянию на 05.07.2021 в размере 3 103 683, 84 руб.
В этой связи, руководствуясь положениями пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", судебная коллегия верно установила, что поскольку на момент принятия решения суда в ЕГРН уже были внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка, резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежала дополнению указанием на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
Кассационный суд полагает выводы судов верными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением требований процессуального закона.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции, оснований не согласиться с которой у кассационного суда не имеется, не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, в связи с чем судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Краснодарского краевого суда от 18.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 08.02.2022 в их обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Краснодара - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 17.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.