Дело N 2а-4181/2021
г. Краснодар 09.06.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 30.03.2022 кассационную жалобу Романик Л.П. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.02.2022 по административному делу по административному иску Романик Л.П. к Администрации г. Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения Романик Л.П, поддержавшей кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Романик Л.П. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации г. Ялта Республики Крым от 16.07.2021 N 2085-п об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1092 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в районе овощной базы в порядке завершения оформления прав. Просила возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть ее заявление.
В обоснование требований указала на то, что решением Гурзуфского поселкового совета г. Ялта Автономной Республики Крым Украина 34-й сессии 6-го созыва N 12 от 18.05.2012 "о даче разрешения на составление проектов отводов земельных участков для предоставления и передачи в частную собственность гражданам для строительства и обслуживания жилых домов и хозяйственных построек на землях Гурзуфского поселкового совета" Романик Л.П. дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0, 1092 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений из земель Гурзуфского поселкового совета по адресу: АРК, "адрес" в районе овощной базы.
28.10.2015 земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N
05.08.2019 Романик Л.П. в порядке, предусмотренном Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон N 38-ЗРК), обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым (Департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением от 16.07.2021 административному истцу отказано в предоставлении в собственность (бесплатно) испрашиваемого земельного участка со ссылкой на часть 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая данное постановление незаконным, ссылаясь на нарушение своих прав, Романик Л.П. просила об удовлетворении требований.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 09.11.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.02.2022, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе административный истец просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела.
Кассационный суд, проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, находит предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) основания для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с положениями части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, до 01.01.2023 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 13 этого Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14.10.2008 по 21.03.2014, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями данной статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В силу пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном упомянутой статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Материалами дела подтверждаются изложенные в административном иске обстоятельства, связанные с вынесением оспариваемого решения уполномоченного органа.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что испрошенный земельный участок с 19.07.2019 расположен в территориальной зоне ТЗ-15-3 70 "зона зеленых насаждений", что, по мнению судов, свидетельствует о правомерности оспариваемого отказа.
Между тем, судами не принято во внимание содержание обжалуемого постановления от 16.07.2021 N2085-п. А именно, отказ в предоставлении административному истцу в собственность земельного участка обоснован пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в силу которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В то же время, в оспариваемом решении уполномоченного органа отсутствуют указания на градостроительную документацию, устанавливающую виды разрешенного использования земельных участков применительно к локации испрашиваемого земельного участка относительно той или иной территориальной зоны.
Таким образом, вывод уполномоченного органа об отказе в представлении земельного участка без указания на фактические данные, в силу которых к заявителю применены положения пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, является необоснованным.
Выводы судов об обратном сделаны без учета разъяснений, содержащихся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя, таким образом, основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Суды, разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления, высказали суждения по обстоятельствам, которые не были предметом исследования и оценки уполномоченного органа при принятии им обжалуемого решения.
При изложенных обстоятельствах решения судов подлежат отмене, административное дело - направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 09.11.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 14.02.2022 отменить.
Административное дело N 2а-4181/2021 направить на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд Республики Крым в ином составе суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 20.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.